Около двух тысяч лет назад на земле Израилевой, в горнице, дотоле почти никому не ведомой, в Иерусалиме, произошло то, чего ожидали многие поколения сынов человеческих, о чем пророчествовали пророки, что было жаждой праведников, ожидавших пришествия Мессии. Оно совершилось, и Дух Святой начал изливаться на всякую плоть. Слава Богу! Это прошло незамеченным для мира, вряд ли об этом сразу услышали в Риме, и нужно было время, чтобы люди, пришедшие тогда в Иерусалим из разных мест земли, разнесли эту весть по тем краям, где они жили. В чем-то это осталось незамеченным. Мы не в состоянии, может быть, и сегодня оценить до конца явленную Божью мощь и силу, которая снизошла на землю в тот год распятия, воскресения и вознесения Христа, на пятидесятый день после Пасхи.
Мы говорим о пробуждениях, благословениях, мы имеем на это право, но то, что произошло тогда, было ни с чем несравнимо, оно перепахало тогдашнюю Римскую империю, невзирая на Колизеи, на то, что из верующих делали факелы, - оно за короткий срок обратило миллионы людей к Богу, принесло многим свободу, явило великую славу Божию в чудесах, знамениях, о которых мы сегодня мечтаем. Оно произвело великое действие, и на самом деле, действие того, что произошло тогда, мы продолжаем ощущать и сегодня, потому что пришедший на эту землю Дух Святой не только совершал чудеса, но Он могуществом силы Своей начал производить работу в церкви Своей, и ни времена средневековых застоев, ни времена великих ересей, никакие другие тяжелые времена, ни либеральное богословие, ни атеистический фронт не смогли остановить Духа Святого в том, что Он делал и делает на земле.
Сегодня многие являются свидетелями того, что Дух Святой пришел в его сердце, поставил его перед Голгофой, сокрушил гордыню и, может быть, продолжает сокрушать какое-то непонимание и сопротивление Богу; и из грешника и погибшего Он сделал сына Божьего и святого. Это Дух Святой, Которого ничто не сможет остановить, хотя мы Ему много раз противостояли. Находились люди, которые говорили: Бог мне ничто. Находились люди, спрашивавшие: что это за упование, которое вы имеете? И, как ни странно, Дух Святой никогда, почти никогда, с такими людьми не сражался. Они оказывались правыми в своих глазах. Они могли говорить: мы наш, мы новый мир построим. И строили. И что-то получалось, а потом приходило другое, и все понимали, что силу Святого Духа остановить нельзя.
Тогда из Божиих противников рождались проповедники, из богохульников - миссионеры, из людей, развращенных разумом, - влюбленные в истину. Открывались двери для благовестия там, где, казалось, никогда, никакая сила эти двери не откроет. Но Дух Святой открывал! Слава Богу! Многие из нас пережили, когда Он открыл дверь твоего сердца. Многие из нас скажут: я этот день никогда не забуду, это - драгоценность моей жизни, Господь, когда Твой Святой Дух вошел в мое сердце. Он вошел разрушить все мои представления. Но надо было Ему покориться и принять Его путь так, как Он хочет.
И сегодня Дух Святой не умалился. Но наша задача остается, и для многих людей она остается как задача, как вопрос, как определенная проблема: как мне этим жить сегодня? Но дело в том, что никакими усилиями или чувствами мы не сможем заставить Духа Святого действовать. То, что в нас происходит и должно происходить, естественно, что-то производит в нашем разуме и в наших чувствах, но оно не чувствами удерживается, и для того, чтобы Дух Святой жил и действовал в нас, мы должны быть пред Богом людьми веры. Не людьми, которые ищут, как бы встать перед Богом, чтобы у меня появилась вера, но надо стать людьми веры, которые в жизни действительно одухотворяются, орошаются и ведутся словом Божьим. Не законом только, не принципами освящения только, хотя и принципами освящения тоже, но освящаются словом Божьим, которое несет нашему сердцу Божьи обетования, Божьи наставления и Божью любовь. Слава Господу!
Этого не может выдержать никакая плоть и никакие чувства. Это может сделать через веру Бог живой, меняя тебя и меня, наполняя сердце благословением, потому что, воспринимаемое человеческой плотью, не удерживается. За семьсот лет до рождества Христова пророк Исаия видел в видении Божий престол и там стояли шестикрылые серафимы, которые вопияли и славили Бога, говоря: «Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф, Который был, есть и грядет». И через много лет после воскресения Иисуса Христа апостол Иоанн видел этот же престол и этих же серафимов, они восемьсот лет подряд пели то же самое и им это не надоело, для них это не потеряло своих красок, оно у них не пропало, потому что они жили в духе. Если бы сегодня вместо этого потолка Бог нам показал открытое небо, то среди тех красот, которые бы мы там увидели, мы услышали бы ту же самую песню, которую поют эти серафимы. Слава Богу! За это время изнемогла не одна плоть, превратилась в прах не одна слава человеческая, ушли десятки поколений людей, но то, что вложил Дух Святой в эти сердца, звучит и будет звучать вечно, никогда не теряя своих красок, никогда не теряя своей силы.
То, о чем мы с вами говорим, должно быть неразрывно связано с нашей верой, оно лежит гораздо глубже наших переживаний, хотя, безусловно, их затрагивает. И это очень тесно связано с нашими отношениями с Иисусом Христом. Ко мне недавно подошел один человек и сказал: «Я не понимаю, что такое или Кто такой Дух Святой. Я хочу, чтобы ты мне это показал». Я ответил: «Ты хочешь, чтобы я нарисовал тебе что-то подобное облачку, или какую-то картину, и ты начнешь понимать, Кто такой Дух Святой? Понять, посмотреть. Этого тебе ни один человек на земле не покажет. Но есть один Человек, Который жил когда-то на этой земле, и Он тебе это покажет!»
И этот Человек - Иисус Христос, умерший за грехи наши, воскресший для оправдания нашего, вознесенный силой Божией одесную Божьего престола и почти две тысячи лет назад изливший то, что мы сегодня празднуем. Слава Богу! Христос так и сказал, буквально так и сказал: «Мир не может принять Духа Святого, он не видит Его и не знает Его. Но вы знаете Его, вы видели Его, Он с вами пребывает и в вас будет». Иисус сказал в свое время: «что ты спрашиваешь: «Покажи нам Отца?» Видевший Меня, видел Отца». И Он показывает жизнью Своей, путями Своими, любовью Своей, что Дух Святой, Которого не может видеть глаз наш, Кого не может понять и представить наш разум, живет в наших сердцах и оживотворяет нас!
Отношение с Духом Святым для нас всегда - явление славы Божией, и в этом смысле превосходит наше разумение и наши представления. Мы можем получить это только от Иисуса Христа, Который, будучи вознесен десницей Божией, излил на нас то, что мы имеем. Слава Богу!
Апостол Павел в послании Коринфянам пишет, что Коринфяне не имеют недостатка ни в каком даровании. И объясняет почему. Потому что свидетельство Иисусово утвердилось в них. Вот где корень дела. Они не имели недостатка ни в каком даровании, потому что это свидетельство очень тесно связано с нашими отношениями с Иисусом Христом, живым Спасителем, живым Господом, с Тем, Кто жив и ходатайствует за нас, там, одесную престола Божия.
Мы недавно праздновали день вознесения, это был день, когда Иисус вознесся от земли, воссел одесную Отца и взял на Себя, прежде веков предназначенное Ему Богом, первосвященство вечное. Он принял служение вечное, отделенный от грешников, превознесенный и святой, искушенный во всем и испытанный во всем, кроме греха, знающий наши нужды, трудности и проблемы, Он принял и в короткий срок благословил эту землю, излив Духа Святого.
Он и сегодня это делает: излияние Духа Святого тесно связано с Ним.
Сегодня Бог хочет умаления народа Своего. Это умаление не является каким-то искусственным деланием из себя маленьких людей, к чему мы очень склонны. А это умаление - единственное, что может поставить нас в правильные отношения с Христом и сделать в нашей жизни то, что сказал Спаситель: «у того, кто верит в Меня так, как написано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Когда мы говорим об Иисусе Христе, Который стоит в центре наших отношений с Богом, нашей открытости для Духа Святого, то я хочу обратить внимание на одно место из послания к Евреям, гл.3, ст.4-5: «И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить: А Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца». Это чрезвычайно важно для того, чтобы наши сердца были реально открыты для Духа Святого. Я не буду сравнивать Иисуса Христа с Моисеем, но важно понять, что апостол Павел показывает нам здесь, что Христос превосходит всякого человека, и Его служение превосходит самое великое имя и служение; он называет Его Сыном, то есть владельцем, способным действовать в том, что Ему принадлежит, в Его доме, в Его народе, то есть среди нас с вами. Это заключается не в том, что Он сейчас среди нас присутствует по плоти, Он находится одесную престола Божия, совершая там Свое священнодействие в вечном храме Бога живого на небесах, и Он совершает Свою работу Духом Святым на земле.
Поэтому то, как Дух Святой, Слово Божие представляет нам Христа, действующего в народе Своем, действующего в церкви Своей, прямо связано с нашими отношениями со Святым Духом. И нам надо обратить на это серьезное внимание. Апостол Павел говорил, что мы Его дом, если дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
Дерзновение - это великое. Это то, что, наверное, первым рождает Дух Святой. Для тех, кто стояли вокруг 120-ти исполненных духом людей, было удивительно, что они говорят на иных языках. Кто-то смотрел и смеялся, называя их пьяными, но для них это было состоянием великого дерзновения к Богу, повернутости к Нему и движения к Нему. Они не понимали того, что говорят и не могли этого разуметь, но Дух Святой сошел в их сердца, направил их к Богу и они говорили, как Дух давал им провещавать. Говорили, полностью доверяясь Духу Святому, полностью имея дерзновение и слава Божия наполняла то место.
Когда Дух Святой наполняет наше сердце, Он рождает прежде всего дерзновение. Некоторые говорят: надо громко молиться; некоторые говорят: надо тихо молиться. Но дело не в громкости и не в тихости. Можно кричать по плоти. И, молясь тихо, засыпать на коленях. Ни то, ни другое не будет Божьим. Божье - это когда человек и погромче помолится, не ища плотских усилий, можно и потише помолиться, но первое, что рождает Дух Святой, это дерзновение. Мы видим, что когда тучи сгустились над первой церковью, то она стала перед Богом, начала вопиять, что собрались на Сына Твоего, Помазанника Твоего, еврейский народ, язычники, римские властители, но Ты, Господи, дай рабам Твоим говорить Слово Твое с дерзновением. И исполнились все Духа Святого, и земля поколебалась, и они говорили Слово Божие с дерзновением. Хвала Творцу!
Апостол Павел говорит, что Бог дал нам в Иисусе Христе способность быть служителями не буквы, но духа, и добавляет: поэтому мы действуем с великим дерзновением. Но Он предлагает также нам откликнуться на слово Его, чтобы мы дерзновение сохранили. Это стоит в основе наших отношений с Богом. Не потерять дерзновения, не ожесточиться, не уклониться, чтобы не закрыть свое сердце для Бога. В вопросе дерзновения диавол немало постарался, чтобы сбить людей с толку. И, к сожалению, иногда в этом преуспевает. Некоторые, может быть, считают, что если я громко говорю, то я говорю с дерзновением, и если я о каких-то высоких материях говорю, то я говорю с дерзновением, и если я что-то требую от Бога, что мне кажется Его обетованием, я имею дерзновение. Это совсем не так. Дерзновение рождается от другого. Дерзновение рождается от простых отношений с Богом, которые любовью Божьей открыты нам Иисусом Христом.
Апостол Иоанн пишет в своем первом послании, что совершенная любовь изгоняет страх и мы имеем пред Богом дерзновение в день суда. Дерзновение сильно отличается от дерзости, что мы часто путаем. Есть люди дерзкие, они пытаются напирать. Библия не об этом говорит. Библия говорит, что Бог тебя любит, Он о тебе заботится и хочет, чтобы ты знал, что Он слышит твои молитвы, и чтобы ты к Нему приходил, говорил. Бывает, люди молятся и почти засыпают на коленях. Это не есть приход к Богу. Я думаю, многие бы обиделись, если бы начали со мной разговаривать, а я отвечал бы им сквозь сон. Вам не нужно, чтобы мой голос был громким, но чтобы я был открыт к разговору с вами. Так и написано: мы знаем, что Он слышит нас, и если слышит, знаем, что получаем просимое. Бог хочет, чтобы в нас эта вера была. Эта вера не рождается просто так, потому что я, через пять минут после этой проповеди, понял, что Бог меня слышит. Эта вера рождается от любви, которая дана нам через Иисуса Христа и она приходит в нас через то, что мы имеем общение с Христом, имеем посредством Слова, которое всегда должно быть для нас чудом, открывающим в нас Бога.
Это большая проблема. Человек теряет дерзновение, когда ему кажется, что он все понимает, но не замечает, что его сердце ожесточилось. Один человек подошел к стройке и спросил у работающего: что ты делаешь? - Деньги зарабатываю. Спросил у второго, тот ответил: - Видишь, кирпичи, камни таскаю. Спросил третьего. Он ответил: - Я строю величественный храм во славу Бога. Что ты видишь в Библии? То, что ты знаешь? То, что тебе тяжело? Или непонятное величие Бога, открывающего тебе Себя, хотя и через человеческие слова, но написанные Духом Бога Живого, Который взял от славы Божьей, от правды Божьей, от чистоты Божьей, от вечности Божьей и дал тебе, чтобы ты посмотрел? И надо посмотреть, что мы видим там? Человек видит тогда, когда он идет с любовью, ищет, не как знающий, не как понимающий, идя за Богом 10, 15, 20, 30, 40 и более лет. Но ты идешь к Нему и смотришь на Него: «Господи, учи, Господи, показывай Себя, Господи, я нуждаюсь в Тебе. Я читаю это слово, оно мне что-то дает, но начни мне Духом Святым повторять его так, как надо, научи меня через него видеть славу Твою и любовь Твою, Господи, оживотвори каждую строчку». Я знаю, что каждый раз, когда я беру Библию, даже если я наизусть помню две страницы предо мной открытые, это слово ставит меня лицом к лицу с Богом. Сердце может трепетать. Сердце может не трепетать. Но оно знает, что стоит перед Богом вечным, перед Тем, Кто открывает нам Свою правду, открывает нам Свою любовь, чтобы с этим мы могли подойти к Нему, чтобы это мы могли принести Ему, и чтобы мы в этом дерзновении имели веру: Бог слышит.
Я думаю, каждый из нас уверен, что Бог слышит, Бог отвечает, Бог понимает. Это наше благословение. И это не должно потеряться. Бог действует не так, как мы предполагаем. И Божьи перспективы и планы гораздо более дальновидные, чем мы себе представляем. «Я имею дерзновение, Господи, благослови» - Бог дал. «Дай это» - Бог дал. «Дай то» - Бог не дал. И сердце ожесточилось.
Дух Святой говорит: дерзновение и упование. Дерзновение и надежда. Бог не сразу нам будет все давать и отвечать. И в этом состоянии пусть твое сердце не закроется и не скажет: «Бог почему-то перестал меня слышать». Потому что очень часто, где Бог слышит серьезную просьбу, Его ответ может показаться тебе не таким, какой ты хотел услышать.
Посмотрим на Иосифа, одного из прекраснейших сыновей Иакова. Этот человек хотел быть благословением для дома своего. Более того, он получил обетование, что будет благословением для дома своего. И возвестил об этом, имея веру. А потом произошло что-то странное. Его продали в рабство, выбросили из семьи, и, казалось бы, - где Ты, Господи? Однако, это был Божий ответ, потому что Бог знал, каким образом этот человек получит благословение и станет раздаятелем не пшеницы только, но великих Божьих благословений, которые на этом пути Бог складывал в сердце Иосифа. Мы видим, что он терпел поношения. Но Библия говорит, что в это время слово Божие его испытывало, слово Божие в нем совершалось. Желавший иметь благословение, получил его в этих условиях. Слава Богу!
Посмотрим на учеников, идущих в Эммаус и сетующих, что Иисус распят. Они говорят: «А мы думали, что Он тот, который избавит Израиля». Казалось, тут все перечеркнуто, где эта надежда? Но Бог приготовил для учеников Своих и для нас с вами тоже совершенно обескураживающее решение: не то, что Христос был избавлен от смерти и взошел на престол в Иерусалиме, а то, что распятый Христос взял на Себя грех мира, освободил нас от осуждения, воскрес из мертвых и никто, никогда у любящих Его отнять не может - ни Его, ни Его любви.
Очень часто, когда ты просишь и приходит что-то не то, чего ты ожидал, ты сразу решаешь, что Бог не услышал; но сохрани дерзновение - Бог услышал. И пойми, что в этом есть Божий ответ. Бог хочет что-то тебе сделать, но Ему нужны соответствующие условия. Ты просишь о благословении для своих детей. И Бог тебе это даст. Но если в тот момент, как Он тебе это даст, ты вдруг разобьешься от того, что поймешь, как надо вести себя верующему, а ты ведешь себя не так, то это будет испытание. Я не хочу сказать, что надо стать совершенным, а потом получишь верующих детей. Нет, но имей дерзновение и если Бог в чем-то медлит, помни, что эта надежда непременно должна оставаться. Это отношения с Духом Святым. То, что я говорю, выглядит для плотского, естественного человека, глупостью. И, может быть, кто-то из вас подумает, что мы давно так молились и не получали. А я скажу, что вы не молились с дерзновением и упованием, по крайней мере, если вы остановились это делать. Это то, о чем говорит апостол Павел: кто хочет быть мудрым в веке сем, будь безумным, человеком, который прилепился к слову Божьему, любит его, ценит, не хвалится знанием его, но понимает, что он нищий пред Богом, однако Бог его любит. И это чрезвычайно важно - чтобы мы имели дерзновение и имели упование. И не так, что когда-то имели, потом разочаровались, потом потеряли. Но Христос действует в нас, если дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
У этого упования есть два корешка, без которых оно очень быстро увянет. Один из этих корешков заключается в том, о чем написано в 12-й главе послания к Римлянам: «Утешайтесь надеждою». Это первое, что для нас важно. Если мы это упование удерживаем, то наше сердце будет радостным или утешенным. Утешаться надеждой может умаленный человек, человек простой. Человек, который имеет в жизни претензии, он надеждой никогда не утешится, он считает, что почему-то в его жизни должно было быть лучше. А простой человек скажет: могло бы быть хуже; но Ты меня, Господи, любишь, слава Тебе! Я радуюсь о Тебе. Там, где все пропадет в жизни, где не станет овец в загоне, там, где будет трудно, у меня есть Ты, мой Спаситель. Слава Богу!
Это твоя свобода. Это должно быть в нашем сердце. Это радость, что мы имеем Спасителя, Который принес нам в жизни больше, чем мы заслужили, лучше, чем могло быть. Это должно быть утешением в тяжелый момент, когда радоваться не получается, когда глаза полны слез, но ты поднимаешь их к небу и говоришь: «А я знаю, Ты мой Утешитель». Апостол Павел тяжелые времена переживал, он говорил: «Не надеялись остаться в живых, но надеялись на Бога, воскрешающего мертвых. И Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита». Он знает, как утешать, кого послать, что тебе дать. Это первый корень, без которого надежда вянет и теряется упование.
Есть второй корень, о котором говорится в Притчах 10:28: «Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет». Мы не потому надеемся, что мы праведники, а мы потому творим правду, что надеемся на Бога и ожидаем, что Он придет. И всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя, как Он чист. Речь не идет о том, что я праведностью своею заслуживаю какую-то веру, а речь идет о другом: когда я принимаю любовь Христа, я обязательно следую за Ним. Если я верю, я иду. Почему и написано, что верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную, а не покоряющийся Сыну Божьему - не имеет жизни вечной. Это не то, что мы своей правдой что-то заслуживаем, а то, что если Бог нас возлюбил в Иисусе Христе первым, то и мы должны любить Его, любить Святого, любить Праведного. Выйдем на Его дорогу! Дело не в том, что у тебя получается, а дело больше в том, что ты выбираешь. Алчущие и жаждущие праведности будут ею насыщены. И жаждущие Духа Святого, получат Его. Ищущие благословения, обретут его. Но Бог никогда не благословит человека, который выбирает свои пути, который не хочет смиряться, который хочет прославиться и блуждает по путям, которые ему нравятся. Бог хочет видеть людей, которые любят Его пути, выбирают Его пути, любят праведность, поступают по правде даже там, где им это невыгодно, где их это унижает, где кажется, что они даже потеряют то, что имеют, там, где им это во вред, но они выбирают, потому что знают: «Тот, Кто их любит, за их грех умер». Важно, чтобы мы выбирали не пути, удобные нам, не конструировали свои представления, но в простоте удалялись от зла, искали мудрости делать добро. Потому что на зло мы просты, а на добро надо быть мудрым. И этой мудрости не хватает. И это как раз ведет к Духу Святому. К Богу, Который дает эту мудрость просто и без упреков. И рождает радость ожидания - надежду. Но если человек ведет себя нечестиво, - я столкнулся с этим; спрашиваю: «Ты почему так делаешь?» «Все так делают». Имеются в виду верующие. Тогда возникает вопрос: обращенный ли ты человек? Мы не ищем праведности, которая от закона, но той, которая по вере, от Духа, чрез Иисуса Христа. Мы к этому устремлены, мы к этому простираемся, мы нашей праведностью не оправдываемся, но уповаем на кровь Иисуса Христа и держимся крепко креста Голгофского. Слава Богу!
Это не такая смерть, что мы становимся как трупы, но в этом есть откровение любви Христовой, где для нас ничего не имеет значения, кроме любви Спасителя. А как раз в Иисусе Христе имеет значение вера, действующая любовью. Это праведность, показывающая, что мы живем верой, ожидаем Господа. Мы говорим: Господи, благослови! Тогда мы будем приносить Тебе плоды, пойдем в пустыню, землю незасеянную и сделаем пустыню раем. И так каждый раз - в маленьких вещах, с дерзновением и надеждой на Бога. И ты увидишь, что слово будет говорить, что Бог будет входить в какие-то проблемы. Это Божья работа. Тогда ты увидишь эти тихоструйные силоамские воды, которые животворят, взращивают веру, взращивают упование, утверждают Христа в тебе, меняют твое сердце и благословляют. Мы все просим у Бога помощи. И я прошу, чтобы Бог каждого благословил сейчас. Но при этом я знаю, что будет Его время, которое не зависит от вашего освящения, от вашего совершенства. Он может это сделать сейчас, на нашей молитве, Он может это сделать позже. Блажен человек, который дает Богу себя побеждать, который в простоте приходит к Христу, веря, что Он отвечает на молитвы и в надежде готов ждать, не проводит время лежа на диване и говоря: «Никто не спасёт», но служит Богу от всего сердца, всем своим имением, ибо знает, что «мой Искупитель жив», а у Него есть Свое время, у Него есть то благословение, которое превзойдет ожидания. Оно, может быть, не будет броским, но оно будет таким, в каком ты нуждаешься. И это позволяет каждую минуту жить Духом, развивать с Ним отношения. Это заставляет нас опасаться всякого греха, как написано: «Не ожесточите сердец ваших, когда услышите голос Духа Святого». Это побуждает нас быть внимательными к своим путям, одновременно оставаясь людьми свободными, освобожденными Христом от власти греха, от власти зла, чтобы с дерзновением и упованием идти к Нему, чтобы удаляться от зла и радоваться о Господе. Написано: «...возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа Иисуса Христа» (Иуд.20).
Я верю, что человек, так живущий, получит много милости. И однажды, в последний день, увидит открытое небо, облака небесные, в последний раз на этой земле исполнится Святым Духом и этот Дух, воскресивший из мертвых Христа, воскресит тех из нас, кто умрет, а кто будет жив, даст обновлённое, прославленное тело, подняв спасенных от этой земли, чтобы больше не знать слез, не ступать назад, но вечно жить с Тем, Кто отдал Сына Своего, Кто дал Духа Святого, Кто дал нам этот узкий тернистый путь и радость неизреченную. Слава Богу!
Ричард Циммерман, епископ, Германия (Слово в Москве)