Что же это за проблема, подростковая депрессия, с которой сталкиваются многие подростки? Что причиняет так много боли молодым людям в возрасте от двенадцати до девятнадцати лет и служит причиной для появления депрессии? Это чувство собственной неполноценности, которое можно назвать неуверенностью. Это ужасное ощущение, что ты никому не нравишься, что ты не настолько хорош, как другие, что ты – неудачник, невезучий. Что у тебя отвратительная внешность, или ты не отличаешься умом, или у тебя нет таких способностей, как у других. Это гнетущее ощущение собственной ничтожности. Как ужасно, что большинство подростков и молодых людей считают, что они вообще ничего не стоят как люди. Может, с кем-то из вас это произошло еще раньше, но обычно проблема становиться наиболее острой в период юношества. Теперь давайте зададим себе очень важный вопрос. Почему многие подростки так неуверенны в себе? Почему они не могут расти и нравиться самим себе? Почему людям свойственно копаться в себе и разочаровываться в том, какими их создал Творец? Почему всем необходимо расшибать себе лоб об одну и ту же стену? Это очень важные вопросы, и я верю, что на них можно найти ответы. Взрослея, подростки считают, что в современном обществе, для того, чтобы нравиться самим себе и окружающим необходимо обладать тремя ценностями, высоко ценимыми всеми. Первая из них и, пожалуй, самая важная, - это физическая привлекательность (красота). Вы знаете, что 80% молодых людей в нашем обществе недовольны своей внешностью? Восемьдесят процентов! Если вы спросите десятерых подростков, чем они больше всего огорчены, восемь из них окажутся недовольны своими физическими данными. Они кажутся себе непривлекательными и отталкивающими, и думают об этом большую часть времени. Им также кажется, что представители противоположного пола ими совсем не интересуются. Девочкам кажется, что они слишком высокие, мальчикам, - что они слишком маленькие, или слишком толстые, или слишком худые, они тревожатся из-за прыщей на лице, из-за веснушек на носу, из-за цвета волос, или им кажется, что у них слишком большие ноги, или им не нравиться форма ногтей. Какой бы незначительной ни была проблема, она может породить серьезные переживания и подавленность - депрессию. Большинство юношей и девушек тщательно изучают себя перед зеркалом, чтобы увидеть насколько мать-природа ошиблась в них. Им не нравиться отражение в зеркале: поскольку никто из нас не совершенен, недостатки обязательно найдутся (кто ищет, тот всегда найдёт). Затем они начинают переживать и сходить с ума, мечтая о том, чтобы у них не было недостатков. Можете ли вы представить себе что-нибудь более глупое, чем переживания из-за того, что кончик вашего носа на несколько миллиметров длиннее, чем хотелось бы? Второе, что заставляет молодых людей отрицательно относиться к себе – это то, что они чувствуют себя неумными (глупыми). Это чувство обычно появляется в школьные годы, когда бывает трудно успевать на занятиях. Им либо трудно усваивать материал, и они начинают из-за этого расстраиваться, либо они готовы выпалить ответ, над которым будет смеяться весь класс. Постепенно они начинают думать, что все (включая учителя) считают их глупыми, а от этого появляется уже знакомое нам чувство собственной неполноценности.
Чем чаще ученик получает плохие отметки в школе, тем больше он отчаиваются. Возможно, одноклассники наградят его не очень приятными прозвищами, например «Тормоз». Если эти оскорбления станут слишком болезненными, он может вообще потерять интерес к учебе и совсем перестать стараться. Так получается замкнутый круг: отказ стараться приводит к еще большей неуспеваемости, что отбивает последнее желание стараться, отсюда еще большая неуспеваемость… И так по кругу. В конце концов, этот человек приходит к ужасному заключению, что у него не все в порядке с головой, и что он будет неудачником на всю оставшуюся жизнь. Ощущение собственной ничтожности и никчемности просто ужасно. Родители тоже могут нечаянно «помочь» своему ребенку считать себя не очень умным. Взрослые – тоже люди, они теряют терпение и устают. Неуспеваемость ребенка может расстроить их, и от этого они могут назвать его каким-нибудь обидным словом, которое не забудется до конца жизни. Итак, дети часто вырастают, считают себя глупыми или неспособными, и это вторая причина, почему неуверенность так часто встречается среди подростков и школьников. Третьим качеством, по которому молодые люди оценивают свое достоинство, являются деньги. Они считают, что богатая семья лучше бедной. Чтобы быть популярным, нужно одеваться определенным образом. Родители должны иметь машину определенной марки. Нужно жить в хорошей квартире в престижном районе. У отца должна быть высокооплачиваемая работа. Молодой человек, не имеющий этого всего, часто чувствует себя неуверенно или не в своей тарелке. Все носят модные свитера, а ему приходиться носить рубашки, потертые на рукавах. Эта проблема актуальна для современного общества. Неравные материальные условия приводят к тому, что есть бедные семьи, и дети из таких семей не могут себе позволить походить на своих друзей, часто чувствуют себя неуверенно из-за своей бедности. Красота, ум и деньги – это «ценности», наиболее высоко ценимые в нашем обществе. И когда школьники, подростки обнаруживают, что у них отсутствует одно из них (или все три), они приходят в отчаяние, наступает депрессия. Дорогие юноши и девушки, несмотря на то, что общество считает ум, красоту и деньги самым важным критерием оценки личности, я возьму на себя ответственность сказать вам, что это «ложные ценности», хотя не считаться с ними нельзя. Ваши отпечатки пальцев единственные во всем свете! Форма вашего уха единственна в своем роде! Тембр вашего голоса только один на планете! Вы уникальны, вы единственный экземпляр, вы неповторимы, вы оригинал, а не копия! Что естественно, то не безобразно. Другого такого человека больше нет, не было и не будет. Вы единственны и неповторимы! Вам дана огромная честь быть самим собой! Не нужно комплектовать от того, что вы не похожи на других. Это другие не похожи на вас! В искусстве оригинал – бесценное творение мастера, а копия – второстепенное творение. Примите себя таким, как вы есть. Полюбите себя такого, каким создал вас Творец. Поверьте в свою уникальность. Люди будут относиться к вам так, как вы сами к себе относитесь. Никто не может вас уничижить, кроме вас самих. Я говорю вам это потому, что никто не знает кто ВЫ на самом деле. Сквозь века понятие красивого и красоты изменялось; то, что когда-то считалось красиво, сейчас не привлекательно. Посмотрите внимательно на картину Леонардо да Винчи «Монна Лиза» – это эталон совершенства и красоты эпохи художника. Но вы не увидите этого в современных топ-моделях, потому что времена меняются и «на вкус и цвет товарищей нет». Бил Гейтс не был успевающим учеником в подростковые годы. И, скорее всего, он тоже испытывал неудобства и был в центре издевок. Но на сегодняшний день он один из самых богатых людей на Земле и его компания Microsoft владеет компьютерным рынком, и даже вы, являетесь клиентом его фирмы, если пользуетесь компьютером. Вы уже родились победителем. Во время оплодотворения яйцеклетки около 60 миллионов сперматозоидов устремляются к цели, и только один достигает ее, и происходит зачатие. И этот единственный – ВЫ. Вы выиграли этот забег у 60 миллионов. Вы уже родились победителем и чемпионом. Просто поверьте в это! Вы оказались лучшим из многих еще до появления на свет. То, что вы принесли в этот мир внутри себя – это чемпионские амбиции. Ваши таланты, способности, умения и потенциал обязательно обогатят мир. Важным является то, что вы содержите внутри, чего никто не видит и не может оценить по достоинству, а это и есть истинное ваше лицо – личность, которая обязательно проявиться, даст о себе знать. Акцентируйте внимание на сильных своих сторонах, на своих преимуществах. Начинайте трудиться над развитием своих талантов, не позвольте депрессии уничтожить в вас потенциал. Учитывая тот факт, что подростковый возраст сам по себе таит огромное количество перемен и неожиданностей, с которыми так или иначе приходится встречаться молодым юношам и девушкам, становиться понятной причина частой депрессии у молодых людей. Для того, чтобы предотвратить потенциальные страхи и неуверенность у подростков, а также неправильное отношение, во многих случаях, со стороны родителей, я хочу ознакомить с некоторыми основными изменениями, которые ожидают подростков. Знания о самих себе, помогут преодолеть трудности и неуверенность, которые таит переходной период жизни. Он так и называется переходной, потому что вы обязательно его «перейдете». Но, как и любой перевал таит в себе опасности и неизвестности, знания – свет помогут осветить вам дорогу жизни, и сделают «переход» наиболее безопасным. Прежде всего, вас ожидают физические изменения. - Быстрый рост, появление волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, увеличение в размере половых органов, изменение голоса, появление прыщей, из-за жирного вещества выделяемого кожей. - Еще одна трудность, подстерегающая мальчишек и девчонок, это усталость и нехватка энергии. - Появление менструального цикла у девочек и поллюции у мальчиков. Любой «перевал», «переход» новых неизведанных вершин жизни подстерегает Эмоциональная нестабильность. - Цикличность эмоций – чувства имеют привычку нарастать и опадать. Они действуют по определенной схеме, и на них влияет то, сколько вы спали, как вы себя чувствуете, как у вас идут дела. - Ненадежность впечатлений – подростки живут в своем мире впечатлений, иллюзий, представлений о мире, поэтому многие решения они могут принимать, руководствуясь неверными впечатлениями. При «переходах» через препятствия, из-за физических изменений в организме, усталости и, соответственно, эмоциональной нестабильности, у многих «альпинистов» возникают миражи – ненадежность впечатлений. Поэтому решения необходимо принимать, все взвесив, успокоившись, с трезвым рассудком, анализом ситуации, и желательно посоветовавшись. Иначе можно принять неверное решение и «сорваться» на «переходном этапе», что повлияет на всю дальнейшую жизнь. Молодые люди желают быстрее обрести свободу, «перейдя эти высоты в своей жизни», провозгласить Декларацию независимости: - В выборе, одежде, поступках, оставаясь зависимыми от своих родителей финансово и материально. Но необходимо помнить, что это «переход – переходной период» вам финансируют и поддерживают ваши родители. Они заботятся о вас материально и создают условия для успешного преодоления «новых высот вашей жизни». Родители «снабжают вас одеждой и пищей для перехода», они следят за состоянием вашего здоровья «на дистанции». Они помогают вам морально преодолеть этот этап. Пока вы «перейдете этот перевал» и спуститесь «в долину размеренной и более спокойной и стабильной жизни» должно пройти несколько лет. И все эти года именно ваши родители будут «вашей командой», которая переживает и заботиться о вас. Конечно, когда вы спуститесь в эту «долину» вы будете чувствовать себя по-другому: сильным, морально стабильным, и это потому, что вы «перешли этот этап», стали более взрослым. Ваши решения станут более зрелыми и взвешенными, рассудительными и самостоятельными. Конечно же, «переход» вы осуществляете сами и можете не замечать присутствие «команды – родителей», но, если вы посмотрите соревнования Формулы 1, например, вы увидите, что за успехом гонщика стоит целая команда. Конечно, иногда гонщику кажется, что он лучше знает как поступить в отдельной ситуации, из-за этого иногда возникает «конфликт поколений». Но чаще всего это происходит из-за того, что физическое развитие «гонщика» опережает его интеллектуальное развитие. Поэтому важно прислушиваться к мнению «старших», которые уже «прошли» эту дистанцию и «не менять лошадей на переправе» – поступая по-своему. Ведь ехать дальше придется самому… Оставаясь на длинной дистанции сам, каждый «гонщик» или «альпинист» ощущает Возраст сомнений. Большинство подростков чувствуют сомнения в том, во что верят. Сомнения в том, как правильно поступить, какое решение принять, каким путем пойти. В голове проносятся тысячи мыслей, решений, предложений, которые порождают сомнения в принятии правильного решения. Эти сомнения подогреваются несколькими факторами: тем, что они видят вокруг себя, «на дистанции», события, которые имеют место в реальном времени и тем, чему их учили, словам, советам, «теории жизни», морали, вере – их внутренним миром. Когда они были маленькими, им говорили о том, что считается правильным, о том, что такое мир, каких ценностей придерживаться, что уважать, а чему не доверять. Когда же они «проходят» период взросления, естественно, подростки захотят проверить все то, чему их учили. Оказываясь на «переходе», «перевале», «на дистанции», молодой человек или девушка испытывает сильное давление и сомнение в принятии правильного решения. Молодые люди будут поддавать сомнению даже очевидные вещи, чтобы проверить их «опытным путем». Для переходного периода это естественно, так как подросток пытается принять самостоятельное решение. От этого решения будет зависеть во многом результат всех трудов на этом «переходном этапе» и «дистанции». Победа или поражение, триумф или фиаско находиться в руках самого «спортсмена». Конечно же, вся «команда» переживает за него, и победа будет общей, как и поражение. Поэтому родителям необходимо хорошо подготовить молодого «стайера» для «преодоления» этой дистанции. А молодым людям – быть достаточно мудрыми, чтобы поступить так, как их учили и наставляли. Соответственно, принципиальным для каждого молодого человека и девушки является Самоопределение. Преодоление трудностей «дистанции», переживаний, вызванных «переходным этапом», усталости и, возможно, даже внутренней боли – все это формирует личность. Естественно, у каждого молодого человека и девушки появляется острая потребность познать самого себя. Кто я на самом деле? Какую ценность я представляю? Чего хочу от жизни? Куда я направляюсь? Какую значимость я имею в обществе, среди окружающих? Ценность жизни, актуальность смерти, важность морали, сила нравственности, поиск своего Я, своей индивидуальности, идентификация личности – это и есть взросление и ответственность. Все обстоятельства переходного периода формируют личность, которая, взобравшись на самую вершину «перехода», сможет найти и увидеть свой путь, свой старт во взрослую и самостоятельную жизни. Трудности и обстоятельства, предлагаемые «переходом» помогают познать самого себя, самоопределиться и твердо держаться выбранной цели в жизни. Eсли теперь проанализировать особенности переходного, подросткового периода, то можно понять многих молодых людей, которые испытывают недовольство жизнью, еще не начав жить. Неуверенность в себе, комплексы неполноценности - подростковая депрессия, как червь, изнутри «подгрызает» самооценку и влияет на формирование личности. Для многих из них, так и не избавившихся от этого чувства, путь к адекватному самовосприятию становиться длинным, трудным и далеко не каждому суждено добраться до нужной цели. И на нас, родителей, как на «членов команды», возложена ответственная миссия подготовить детей к «марафонскому забегу», «переходу». Научить и помочь преодолеть все барьеры, препятствия, опасности, неудачи, взлеты, падения, разочарования, что и составит ваш общий успех!
В Ваших силах: 1. Подготовить ребенка к подростковому возрасту. 2. Бороться с чувством ненужности и отверженности, характерным для подростков. 3. Привить моральные и нравственные ценности, которые будут внутренним стержнем молодых людей. 4. Поддержать ваших детей в периоды депрессии и стрессов. 5. Всегда оставаться командой, даже, если подросток одерживает поражение в какой-то из битв. Будьте рядом и он обязательно выиграет сражение. Журнал "Мир Семьи" № 1, январь 2006, "Подростковая депрессия" |