"И сказал Господь Иисусу, говоря: скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея, чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть [города сии] будут у вас убежищем [чтобы не умер убивший] от мстящего за кровь, [доколе не предстанет пред общество на суд]. И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело своё; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них; и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня; пусть он живёт в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрёт великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдёт в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал" (Нав. 20:1-6).
"Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух" (1 Кор. 9:24-26).
Эти два места священного Писания говорят нам о том, Что для спасения очень важно было хорошо и правильно бежать. По закону Моисееву, если человек сделал неумышленный грех, - рубил дрова, а топор соскочил с топорища и убил человека, это произошло неумышленно, потому что между ними не было вражды, - то для таковых была милость. Милость выражалась в наличии городов убежища. Виновный в таком смертном грехе знал, что по закону его должны убить, но он знал и другое: надежда не потеряна, потому что в Израиле существовали города убежища.
Что оставалось делать провинившемуся и обречённому на смерть? Что было его первой мыслью? Пойти домой? Что-то рассказывать, объяснять, доказывать свою невиновность и правоту и делать что-то подобное? Думаю, самое первое, что должно было придти на сердце такому человеку,
- это бежать. Только бежать! Почему бежать? Да потому что мститель за кровь не станет разбираться в обстоятельствах дела. Его цель - только убить, только отмстить. Почему ему не было смысла идти к родственникам или к каким-либо знакомым? Потому что никто не мог отменить этот закон кровной мести: смерть за смерть. Единственный шанс осуждённого - это, разумеется, безотлагательное бегство, потому что неизвестно, что будет делать мститель. Может, он погонится на лошадях. В такой ситуации важнее всего выиграть время. Время можно выиграть только засчёт скорости бегства. Надо бежать! Время не терпит. Пока мститель разберётся, где и на каком пути искать свою жертву, спасающийся будет уже далеко. Важно выиграть время. Скорость бега - залог спасения.
Библия обращает наше внимание на то, что мы должны быть расторопными и проворными, скорыми в деле Божьем, а не тяжёлыми на подъём. Надо ли было уговаривать этого беглеца? Мол, давай, быстрее, друг, собирайся! Оставляй все твои дела, потому что мститель, может, уже недалеко. Может, он седлает лошадей, и тебе придётся несладко. Нет, дорогие! Думаю, беглец сам прекрасно понимал спасающее значение скорости своего бегства. Псалмопевец говорит, что он "спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои" (Пс. 118:60). Если Господь пробуждал Давида на молитву, то он тотчас вставал ночью и не торговался с Господом. В послании Иакова мы читаем: "Всякий человек да будет скор на слышание..." (Иак. 1:19а). Как только овечка Христова услышит голос своего Пастыря, она тотчас бежит к Нему. Время - это залог спасения.
Вот гонится мститель за кровь, но пока он разберётся, где искать беглеца, тот будет уже далеко. Этот беглец, разумеется, был не первым и не единственным из числа спасающихся бегством. В городе убежища давно привыкли к зрелищу спасающихся, которые бегут во все лопатки, чтобы опередить преследующих. Представим себе такую картину. Вот очередная жертва стремительно приближается к воротам. Её преследуют и, может, даже всадники. Но беглец выиграл время. Он ближе к воротам. Ему машут со стены, ободряя дружелюбными возгласами: "Быстрее! Ещё быстрее! Не медли! Не оглядывайся! Беги! Мы откроем тебе, и ты спасёшься!" Представляете, какую скорость развивал этот беглец? Даже лошади не догонят того, кто спасается от смерти.
Второе условие спасительного бега - это не только необходимая скорость, но ещё и знание пути. Для беглеца было очень важно не просто быстро бежать, но бежать в правильном направлении, чтобы точно попасть к цели. Общеизвестен факт, что в решающем сражении Наполеон, этот гений военной тактики, потерпел поражение только потому, что один из его маршалов заблудился в тумане и не успел вовремя на помощь. Как бы развивались события, если бы беглец заблудился в пути? Тогда преследователи, обогнав его, стали бы караулить прямо у ворот города убежища. Ради спасения надо было избрать самый короткий путь. В истории церкви было много замечательных святых, на примере которых можно учиться полезному, но самый прямой и короткий путь - это взор на Иисуса. Самый верный путь - это Господь Иисус и Евангелие, которое Он нам принёс. Избрав этот путь, мы сэкономим драгоценное время и силы, чтобы без опоздания достигнуть желанной цели. Не ходите окольными путями, потому что мститель за кровь не станет церемониться с вами. Дьявол не примет никаких оправданий, если настигнет вас. Быстрее, душа! Оставь все окольные пути, иди прямо. Какая польза тебе от того, что на других путях есть свои достопримечательности? Ты должен быть первым, только первым. Павел пишет, что многие бегут на дистанции, но награду получает первый. За тобою гонится рыкающий лев. Здесь невозможна игра вничью. Если б они даже вместе перервали финишную ленточку, то дьявол всё равно не пощадил бы беглеца, потому что он - человекоубийца. Поэтому, выбрав путь следования за Иисусом, важно не колебаться, потому что сомнения отнимают драгоценное время. Сомнения гасят нашу скорость, тормозят нас в пути, а это значит, что может быть потерян единственный шанс первым достигнуть спасительных врат.
Что же это за город убежища? Где его искать? Что мне делать лично? В Палестине всё было ясно, а как быть сейчас?
"Имя Господа - крепкая башня: убегает в неё праведник - и безопасен" (Прит. 18:11).
Дорогой друг! Церковь Христова - вот та крепкая башня, тот город убежища, куда привёл тебя Господь. Поэтому долго не мешкай, потому что ты не знаешь, что тебя ожидает завтра. Врага ты не видишЬ, а этот смертоносный дух на каждом шагу подстерегает тебя. Но в городе убежища, в церкви Христовой, ты будешь безопасен. Здесь есть кому тебя наставить. Здесь тебе есть с кем поделиться твоими печалями и переживаниями. Здесь есть те руки, которые поддержат тебя. Оставь колебания, потому что промедление смерти подобно.
Мы рассмотрели два условия спасительного бега - это скорость и правильное направление. Если смотреть на цель, то не будешь терять время на рассматривание того, что попадается вдоль дороги. Но ещё надо сказать нечто важное. Чтобы бегун хорошо бегал, ему надо готовиться. Один выдающийся музыкант, отвечая на вопросы журналиста, сказал, что его время расписано даже не по часам, а по минутам. Ему некогда думать о развлечениях, потому что в промежутке между выступлениями он занят подготовкой. Поэтому не будем удивляться, что бегущие на ристалище воздерживаются от всего, как пишет апостол Павел (1 Кор. 9:25). Воздержание - это не досадное бремя, а необходимая подготовка. Птицы созданы для полёта, но перед перелётом они тем не менее собираются и тренируются. Так и христианин должен быть всегда готов к последнему рывку, к полёту в небо, когда Господь придёт за своей церковью.
В заключение мне хотелось бы обратиться к уже спасённым. Находясь в этом городе, вы убедились в надёжности его стен и ворот. Спасение - его несокрушимые стены. Вера и молитвы святых - это надёжный щит. Но что произошло бы с этим спасённым беглецом, если бы он неосмотрительно вышел за городскую стену, например, собирать хворост, и мститель за кровь подкараулил бы его там? Все его труды и усилия могли бы сразу пойти насмарку. Смерть могла бы настигнуть его. Представляете, какая досада? Поэтому мы все, пришедшие за эти спасительные стены церкви Христовой, сокрытые здесь в имени Иисуса Христа, должны знать, что находиться в этом городе убежища - это значит соблюдать заповеди нашего Господа.
"Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал" (1 Иоан. 2:6).
Надо жить по Писанию. Тогда Ангелы Господни будут ополчаться вокруг нас, и будет полная гарантия спасения. Итак, дорогие, это слово для спасённых и спасаемых, для всех нас является непоколебимым основанием спасения. За это Слово надо держаться, надо верить ему, надо исполнять его в жизни, и оно никогда не подведёт нас. Вы всегда будете славить Господа за то, что, однажды услышав это слово, приняли его не как слово человеческое, а как Слово Божье, могущее спасти и утвердить наши души. С этими словами мне хотелось бы всех призвать к молитве. Да будет слава Богу, аминь.
Михаил Бурчак
г. Сергиев-Посад