Мы продолжаем эти сорок дней после Пасхи рассматривать уроки воскресшего Спасителя. Какой урок сегодня желает преподать нам Господь? «Скажите ученикам и Петру». Что сказать ученикам и Петру? Сказать, что Господь воскрес и ждёт их, чтоб они искали встречи с Ним. Почему здесь «Петру» подчёркнуто? Надо сказать, что Пётр удостоился специального явления воскресшего Господа (1 Кор. 15:5а). Господь не всем являлся по отдельности. Был случай, когда Он явился сразу двенадцати Апостолам, а затем пятистам братьям одновременно (1 Кор. 15:5-6). Но почему Петру Он явился отдельно? Почему ангел подчеркнул, что Петру надо сказать о воскресении нашего Господа особо?
«Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лук. 22:61-62).
Мы знаем, что произошло с Петром. С ним произошло тяжёлое духовное падение: он отрёкся от Господа. Чтобы нам не казалось это чем-то маловажным, давайте посмотрим, что на этот счёт написано в Евангелии: «А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:33).
Мы понимаем, что в жизни Петра случился очень серьёзный грех. Здесь надо обратить внимание на строгое предупреждение, что Христос от такого человека тоже отречётся. Что будет с нами, если от нас – сохрани Бог! – отречётся Господь? Мы же понимаем, что мы только веточки, а Он лоза. Что мы можем без лозы? Ничего, только увянем, засохнем, и всё. Как же Пётр вышел из этого труднейшего положения? Он был спасён посредством покаяния. Здесь Господь преподаёт нам очень важный урок: урок покаяния. Надо учиться каяться. Вы помните, и я помню, что мы пришли к Богу через этот порог, через покаяние. Без покаяния никто бы не пришёл к Богу. Но, к сожалению, нередко случается, что верующие люди могут разучиться каяться. Покаяние – это тот опыт, который нам следует умножать, это опыт всей жизни. Покаяние – это то духовное упражнение, в котором мы должны пребывать ежедневно. Оно не должно быть для нас чем-то особенным: «Да, я тогда покаялся, потому что был грешником, а теперь я святой, и мне не в чем каяться». Нет! Здравый христианин так рассуждать не должен. Покаяние Петра показывает нам, как и зачем надо каяться. Как он каялся? Давайте ещё раз прочитаем это место: «И, выйдя вон, горько заплакал» (Лук. 22:62). Это переживание в жизни Петра записано очень сжато, записано скупыми словами. Он не просто раскаялся, а он заплакал. Кто заплакал? Мужские слёзы выжать не так-то просто. Женщинам в этом отношении проще. У них более мягкие сердца. Для мужчины, причём для рыбака, для такого сурового человека заплакать – это непросто. Это значит, что сердце его сокрушилось. Причём давайте обратим внимание на то, как он заплакал. Он заплакал горько, что свидетельствует о тяжёлом переживании.
Итак, первое, что помогло Петру достигнуть такого глубокого, угодного Богу покаяния – это сокрушённое сердце. Псалмопевец подтверждает эту мысль: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).
Ведь Апостол Пётр отрёкся не просто перед какой-то там девчонкой или служанкой, по трусости, как некоторые говорят. В своё оправдание он мог бы привести веские доводы. Двор первосвященника был наполнен солдатами.
Там были люди вооружённые, отряд храмовой охраны. Падение Петра – это падение героя, а не труса. Ошибка Петра – это ошибка исключительно ревностного, смелого и преданного человека. Бывают ошибки слабых, и бывают ошибки сильных людей. Но Пётр не ищет своей правоты. Он стремится угодить Богу. Он сокрушает своё сердце. Правота человека, его личная правота, очень часто мешает ему покаяться и поэтому может даже погубить его. Так случилось во время гражданской войны с Ахитофелом, советником Давида, изменившим ему, который всегда был прав в своих глазах и в глазах окружающих, но оказался неправым в глазах Божьих (2 Цар. 15:31). Пётр ни за что своё не держался, потому что ему нужно было возвратить близость Господа. Он приобрёл сокрушённое сердце не просто своими усилиями. Ему помогло слово Иисуса. Иисус предсказал наперёд, что его ожидает, и это исполнилось. Это слово сокрушило его сердце. Он понял, что он ограниченный человек, а Господь всемогущий Бог, Который всё знает наперёд. Ощущение всемогущества Божьего и собственного бессилия сокрушило его сердце. Как это ни странно, здесь свою определённую роль сыграл также и петух. Конечно, эта птица не заключает в себе ничего необыкновенного. Пение петуха – это та последняя капля, которая переполнила сердце Петра и дала ему слёзы покаяния. Поэтому резонно говорят, что самая короткая проповедь – это проповедь петуха. Пение петуха – это слово Иисуса, исполнившееся на практике. Когда мы видим и осознаём, что Слово Божье исполняется в нашей жизни, тогда наше сердце плавится. Слово Божье живо и действенно.
Что же ещё помогло покаяться Петру? Это милость Божья, выраженная во взоре Иисуса. Ведь Иисус посмотрел на Петра не случайно. Он не отвернулся от Петра с презрением, наоборот. Что это был за взор? Одного этого взгляда было достаточно, чтобы расплавить сердце Петра. Поэтому через этот взор, как через электрический провод, любовь Иисуса, подобно молнии, озарила и расплавила сердце Петра. Подумать только: одного взгляда Иисуса было достаточно, чтобы привести к покаянию того, кто очень тяжело согрешил. Мы порой тратим целые водопады слов для обличения, но достигаем противоположного результата. Видимо, кротость сильнее грубости, и нежность сильнее угроз.
Ещё Петру помогло покаяться одно обстоятельство, упоминание о котором может нас удивить. Да, именно глубина его падения сломала Петра и привела его к покаянию. Мы иногда приходим в отчаяние, когда наши близкие, о которых мы молимся, согрешают и делают неугодные дела. Но именно их падение разобьёт их сердце. Поэтому не надо отчаиваться, не надо ослабевать в молитвах, но надо помнить, что Бог наблюдает за ними. Милость Божья по нашим молитвам окружает их.
Нельзя не упомянуть ещё одно средство, которое употребил Иисус для спасения Своего Апостола: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук. 22:32).
Это практический урок, который преподал нам воскресший Господь на все века. Но ему нет цены особенно в наш век, когда дух молитвы угасает, потому что Его Невеста засыпает. Одному Богу ведомы те несметные молитвы, которые, подобно спасительному канату, извлекли из погибели миллионы заблудших душ.
Взор Иисуса, Его пророческое Слово, специальное явление воскресшего Господа и Его ходатайственная молитва – всё это та милость, которой Иисус окружил Петра, чтобы дать ему полноценное, глубокое покаяние. Этот пример показывает нам важность правильного библейского покаяния. Мы знаем, какие тяжёлые грехи допускал в своей жизни Давид. Некоторые даже ставят это верующим в упрёк. Но кто в Ветхом Завете каялся так, как каялся Давид? Кто в Новом Завете каялся так, как каялся Пётр? Итак, это важный урок не только для начинающих, но и для уже давно верующих. Скажите и Петру. Подобно Петру ты можешь подумать в твоём падении, что потерял уже всё и безвозвратно, что ты отвержен Богом. Но Иисус тебя любит Иисус тебя не забудет. Он окружает тебя милостью и ходатайствует о тебе перед Отцом.
Но почему мы так много говорим о падении Петра? Разве другие ученики были лучше? Они все бросили Иисуса в опасный момент и разбежались. Но неслучайно именно Петру Иисус вручил ключи Царства Небесного (Мф. 16:19). Именно проповедь Петра в день Пятидесятницы собрала такой обильный урожай душ, когда покаялось сначала три тысячи душ, а затем ещё пять тысяч. Вы не спрашивали себя, почему это произошло именно по проповеди Петра? Конечно, тогда действовал Дух Святой. Правильно. Но помните, что сказал Иисус в Нагорной проповеди?
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а ктосотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19).
Чтобы научить людей каяться, мы сначала сами должны освоить эту науку. Есть одна деликатная, но очень важная особенность, которая даёт возможность Слову Божьему действовать в нашей жизни. Почему живое Слово Божье иногда как бы не действует в нашей жизни? Ответ потрясающе прост: потому что мы его не исполняем. Слово Божье будет действовать в нашей жизни именно тогда, когда мы его исполним. Голой теорией и красивыми рассуждениями тут не отделаться. Господь хочет, чтобы мы приняли Его Слово, пропустили через своё сердце и только затем распространяли его дальше. Если это Слово сокрушит наши сердца, как оно сокрушило сердце Петра, тогда оно получит силу сокрушать и сердца окружающих. Кажется, Пётр сказал обыкновенную проповедь в день Пятидесятницы, а сколько через неё сокрушилось сердец, сколько было спасено душ! Так наш милосердный Господь хочет действовать через нас. Кто хочет возрастать в благодати, тот должен усвоить эту простую истину: чем больше тебе будет дано, тем больше испытаний придётся пройти. Поэтому мы не должны падать духом, встречая эти переживания. Нам кажется, что Иисус любит нас тогда, когда у нас всё гладко и хорошо, но любовь Божья с нами всегда. Трудности, потрясения, преграды, борьба – всё это тоже проявление любви Божьей, которая помогает нам не оставаться бесплодными. Чем маленькая веточка может обрадовать своего виноградаря? Конечно, только плодом. Господь хочет, чтобы мы трудились для Его славы, а не сидели праздно на этих скамейках. Да будет с нами милость Божья, чтобы мы приняли уроки воскресшего Господа в своё сердце. А Ему да будет слава. Аминь.
Михаил Бурчак |