Прочитаю из Евангелия от Иоанна 19 глава стих 5-й: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!»Перед нашим духовным взором предстает Иисус, измученный, избитый, израненный. Пилат напрасно пытался уговорить первосвященников отменить эту жестокую казнь. Но он ничего не смог сделать: крик их превозмог. теперь правитель выводит к ним эту невинную жертву. Пилата давно занимал вопрос о личности Иисуса. Он пытался это выяснить во время допроса. Римский наместник хотел разобраться, действительно ли Иисус является царем Иудейским. Это волновало его больше всего. Затем сознания Пилата коснулся другой вопрос: «А вдруг Иисус - действительно сын Божий?» Это привело Пилата в страх. он уже начал бороться даже за освобождение Иисуса. Но почему из уст Пилата вырывается этот возглас: «Се, Человек?!» Он не сказал в этот момент: «Се, Царь ваш!» Он не сказал: «Ведь это же Сын Божий!"
«Се, Человек!» - что скрыто в этих словах? Конечно, при виде этого израненного лица, при виде этих страшных шипов терновника, которые впивались в голову невинной жертвы, из сердца могли вырваться эти слова: «Ведь это же человек. Кто бы он ни был, что бы вы о Нем ни думали, но нельзя же так обращаться с творением Божьим. Это человек. Ведь каждый из вас, находящихся здесь, - тоже человек. Разве можно так поступать с подобным себе?"
«Се, человек!» Этот возглас, помимо сострадания, мог выражать восхищение: «Да! Вот это Человек! Таких я еще не встречал! такое терпение! Такое достоинство и величие при всем унижении и оскорблениях! Это действительно человек!» В этом смысле сейчас иногда говорят «человек с большой буквы», то есть замечательный человек, таких людей надо поискать. Люди в значительной мере уже теряют человеческое достоинство. Если вы хотите увидеть Человека, то посмотрите на Иисуса. Вот он, настоящий Человек.
«Се, Человек!» В этом возгласе могло быть и увещание, и предостережение для Его врагов: «Опомнитесь! Положите предел вашему зверству! Обуздайте вашу жестокость, ведь перед вами же человек! До каких пор вы будете так свирепствовать? Разве можно так распускаться и вести себя так разнузданно?"
Но мне кажется, что Дух Святой включил это высказывание в канон Священного Писания еще по одной удивительной причине. Дело в том, что люди иногда произносят такие слова, которых сами не разумеют, но в них заложен пророческий смысл. так случилось с первосвященником Каиафой, когда он предсказал страдания Христа, сам не понимая того, что говорил (Иоан. 11:49-52). Еще в книге Даниила Мессия пророчески назван Сыном Человеческим (Дан. 7:13-14). Господь Иисус тоже называл себя сыном человеческим. Писание в некоторых местах называет Господа Иисуса человеком: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Почему Слово Божье Господа Иисуса называет человеком? Вот ключ для понимания этого возгласа: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Кор. 15:47). Господь Иисус не просто так принял образ раба, то есть по виду стал как человек. Когда Господь пришел на землю и родился в человеческом образе, то это означало, что прежнее человечество, происшедшее от Адама, пришло к своему печальному финишу. Это человечество истлело в грехах, и теперь Бог пришел на землю в образе человека, но это уже не первый человек, а второй, то есть начало новой расы. Господь пришел основать новое человечество. Он представлял собой как бы росточек, от которого начнется новое поколение, новый род, новая раса, новое племя. Это человечество уже будет не по образу ветхого и греховного Адама, а по образу и подобию Божьему, чтобы вернуть человеку потерянное подобие Бога. Теперь каждый верующий в Иисуса, каждый, принимающий Иисуса в своё сердце, может обновиться. Например, люди пользуются различными мерами веса и длины: килограмм, метр и т. д. Хотя мерки и сделаны из металла, они всё равно изнашиваются. Поэтому существует палата мер, где хранятся эталоны, то есть образцы, скажем, образец сантиметра, образец грамма, где всегда можно проверить, правильно или нет то, чем мы пользуемся, потому что в процессе работы постепенно происходит изнашивание мерок и отклонение их от образца. Так незаметно с ходом истории в человеке произошло нарушение и отклонение от образа Божьего. Человек все больше и больше удалялся от образа Божьего, уподобляясь чужому образу, тому хозяину, которому грех заставил его служить. Иисус - это неповреждённый Человек, я бы сказал, эталон человека, образец человека. Каждый человек должен проверять себя, насколько он достоин имени человека, насколько он уклонился от Божественного стандарта. Поэтому стань рядом с Иисусом, с тем Иисусом, которого мы видим в Евангелии, и тогда ты увидишь, насколько ты далек от замысла Божьего, насколько жизнь увела тебя в ложную сторону. Этот мир так программирует человека, чтобы он не приближался к своему первоисточнику, а удалялся от него. Поэтому этот Человек сегодня перед нами. Давайте посмотрим на него глазами веры. Этот Человек обладает таким удивительным свойством, что каждый, кто посмотрит на Него, будет спасен. Каждый, кто с верой поднимет на Него свой взор, почувствует, что сердце его наслаждается этим созерцанием, что это для сердца как бы источник духовного питания. Созерцание Иисуса дает отдых и исцеление нашему измученному сердцу, которое испытало много обманов и горечи, живя в этом греховном мире. я хотел бы сказать, что самое главное свойство этого образа, - это способность исправлять наш образ, искаженный грехом и сатаной. Образ человека будет очищаться, исправляться и уподобляться этому чудесному образу, который сегодня предначертан перед нами, перед нашим духовным взором. Этот удивительный образ Иисуса Христа будет более и более запечатлеваться в нашем сердце и произведет чудесную перемену, удивительное преображение, чтобы мы были похожи на Него, чтобы мы стали воистину достойными звания человека, стали подобны Человеку с большой буквы, Тому Человеку, который сотворен по образу и подобию Божию. Да благословит нас Господь сегодня сосредоточить наши духовные взоры на этом Человеке, чтобы и мы могли воскликнуть: «Се, Человек!» Да, таким должен быть человек! Таким человек может быть, и Бог хочет, чтобы каждый человек стал похожим на Иисуса Христа. В этом смысл Его пришествия на нашу землю и суть Его голгофских страданий. Как раз в этом и заключается значение этого удивительного и чудесного праздника Пасхи. Да будет слава Ему, Отцу и Сыну и Духу Святому! Аминь.
Михаил Бурчак |