"Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17:3).
"Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ин. 15:15).
Что прежде всего мы имеем в виду, говоря, что верующий в Сына Божьего имеет жизнь вечную? Что обычно мы включаем в понятие жизни вечной? Видимо, в первую очередь здесь подразумевается такая жизнь, которая противоположна нашей временной земной жизни. Наша временная земная жизнь имеет конец, то есть смерть. Значит, жизнь вечная - это такая жизнь, у которой нет конца, то есть это жизнь бесконечная, жизнь, которая не боится смерти, смерть не имеет над ней власти и не может её прекратить. Видимо, это самое первое понятие жизни вечной, которое приходит в голову, и оно, конечно, правильно в каком-то самом практическом и бытовом смысле. Но, если жизнь вечная - это понятие, противоположное нашей земной жизни, то, очевидно, здесь должно быть противопоставление и по другим признакам. Если наша земная жизнь подвержена различным страданиям, болезням и прочим ограничениям и не всегда приносит нам радость, то, по определению, жизнь вечная должна быть жизнью на высшем плане бытия, и это так и есть. Жизнь вечная - это пребывание уже в Царстве Небесном, это жизнь, которая не только победила смерть, но жизнь, исполненная радости, лишённая болезней, свободная от всякого рода недостатков, жизнь, которая торжествует над всеми ограничениями нашего тела. Но внимательно ли мы вникли в прочитанный текст, Иоанна 17:3? Что Сам Господь Иисус называет жизнью вечной? Будем внимательны к Слову: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа". Не удивляет ли это вас? Достаточно знать Бога, и всё, это уже гарантия жизни вечной. А где же всё вышеперечисленное? Неужели жизнь вечная - это так просто? Знать Иисуса Христа и всё? Но знать Иисуса Христа - это не просто что-то услышать, получить какую-то информацию и пройти мимо. Знать кого-то значит быть с ним знакомым, иметь контакт, быть в общении. Помните случай когда семь сыновей иудейского первосвященника Скевы вздумали изгнать беса? Они употребляли имя Иисуса, которым действовал апостол Павел. Злой дух восстал на них и посрамил, говоря: "...Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?"(Деян. 19:15). Значит, эти люди незаконно пользовались именем Иисуса Христа. В духовном мире они не
имели никакого веса, были там неизвестны. Знать Иисуса Христа - это великое преимущество в духовном мире. Знать Иисуса значит иметь общение с Ним. Первые люди Адам и Ева лично знали Бога, Который сам приходил к ним и беседовал с ними в прохладе дня. Без такого личного общения никакое знакомство невозможно.
Как жизнь вечную получила самарянка (Ин. 4)? Это произошло через познание Иисуса Христа. Господь Иисус, устав от пути, сидел у колодца Иаковлева в селении Сихарь. Она пришла туда черпать воду и пришла в очень необычное для израильтянок время. Написано, что это было около шестого часа, то есть в пересчёте на наше время около двенадцати часов дня. В таких южных странах, как Израиль, это как раз самый зной и невыносимый солнцепёк. Обычно там ходили к колодцу рано утром или поздно вечером, после заката, когда жара спадала. Почему она пришла в такое неподходящее время? Конечно, можно сказать, потому что здесь был Господь Иисус, и Он Сам запланировал эту встречу. Разумеется, без Его воли, без воли Творца никто не может к Нему придти, но Господь учитывает и наши привычки. Она пришла к колодцу в такое время, когда ни одна женщина в Израиле не приходила черпать воду, потому что избегала всяких встреч. Почему? Что обрекло эту душу на такое одиночество? Это была плата за удовольствие, за наслаждение греха.
Да, грех приносит обманчивое временное удовольствие, но затем он требует платить за него жестокую цену. Эта душа, имевшая пять мужей, и шестой также был не муж её, стыдилась показываться на глаза другим женщинам. Одиночество - это горечь расплаты за сладость греха. Но Господь знал страдания этой души. Он знает, как тяжело для нас одиночество. А разве нам незнакома его гнетущая горечь? Самые нежные человеческие объятия не могут исцелить от одиночества душу, которая не встретилась со своим Творцом. Только общение с Богом помогает нам преодолеть барьер одиночества. Никакие земные богатства не могут сравниться с ценностью общения душ. Что изолировало самарянку от общества? Её грех. Но Господь снимает эту проблему, прощая кающегося грешника. Грех - это та перегородка, которая отделяет нас от Бога, но именно то, что отделяет нас от Бога, отгораживает нас и от людей. Мы поём прекрасный псалом, где есть такие замечательные слова: "Потеснее окружим Иисуса Христа..." Представим себе такую картину: в центре стоит Иисус Христос, а мы, взявшись за руки, окружаем Его. Если мы сделаем шаг к Иисусу, то что произойдёт? Мы станем ближе не только к Иисусу, но и друг ко другу. Удручающее нас одиночество снимается познанием Господа Иисуса. Жизнь вечная - это когда тоска и скука уступают место блаженству общения с Создателем. Кто вкусил сладость общения со Спасителем, тот приобщился к вечным ценностям, постиг полноту бытия, которую нельзя выразить ничем, кроме понятия жизни вечной. Но здесь есть и обратная зависимость: удаляясь от ближнего, мы в то же время удаляемся и от нашего Создателя. Чем мы ближе к брату и сестре, тем ближе к Богу. Испытав прощение грехов, самарянка уже не чуждается людей, но бежит им навстречу, чтобы благовествовать о чуде новой жизни. Она вкусила, как благ Господь, получила жизнь вечную и преодолела барьеры, которыми враг разделяет и изолирует души. Теперь она радостно свидетельствует о том, что она нашла Мессию. Но кто это говорит? Разве ты, простая самарянка, пророк или богослов? Однако, для свидетельства о жизни вечной личный опыт и переживание сверхъестественной реальности дороже всего. Поэтому надо просто придти к Иисусу и вступить в общение с Ним. Разобщённость - это путь к смерти, а одиночество - её холодное, леденящее, мертвящее дыхание.
Душа это чувствует и интуитивно борется с ним. Господь Иисус может сострадать нам, потому что Он познал на кресте чувство одиночества, будучи отвергнутым людьми и оставленным Богом Отцом, когда понёс на Себе грехи всего мира (Мф. 27:46). Поэтому, побеждая одиночество, мы предвкушаем уже победу даже над смертью. Иисус назвал нас Своими друзьями (Ин. 15:14-15). Здесь уместно вспомнить прекрасную пословицу: "Друг моего друга - мой друг". Если я друг Иисуса, если ты друг
Иисуса, если мы друзья Иисуса, то мы становимся и друзьями между собой. Дружба - это открытость, другу можно сказать всё, что у тебя на душе. Господь Иисус наш друг, а почему? Конечно, Он отвечает на наши молитвы, удовлетворяет наши нужды и желания, всё это так. Но почему Господь попускает нам разные трудности? Чтобы мы научились простому и важному искусству, искусству общения с Ним. Молясь Ему, мы в Его лице находим самого внимательного слушателя, готового уделить нам внимание всегда и притом неограниченное время. Но, наученные Богом, мы, в свою очередь, так должны поступать и с нашими ближними. Да поможет нам Бог не сдаваться в борьбе с одиночеством, но силой Божьей разрушать все барьеры, разделяющие нас с Ним и с ближними, чтобы насладиться преимуществами дарованной нам жизни духа, жизни вечной уже здесь на земле. А Ему да будет слава, Отцу, и Сыну, И Святому Духу. Аминь.
Михаил Бурчак
г. Сергиев-Посад