"как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 Петр. 2:2).
Отец Небесный хочет, чтобы мы росли духовно, чтобы мы возрастали во спасение. Возраст - это не безделица, не что-то маловажное, а то, что относится ко спасению. Каждый знает, что маленькие дети стремятся быстрее стать большими. В старину на косяках двери даже делали зарубки, чтобы малыши могли мериться, насколько они подросли. Но некоторые, ссылаясь на 1 Кор. 3:6, говорят, что рост зависит не от человека, а единственно от Бога. Что же сказано в 1 Кор. 3:6? "Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог". Значит, Бог даёт возраст тогда, когда со стороны человека есть взаимное участие. Не случайно же дана эта заповедь: "но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Петр. 3:18). Давайте для иллюстрации этой мысли рассмотрим ещё одно место священного Писания.
"ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашёл его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орёл вызывает гнездо своё, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берёт их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога" (Втор. 32:9-12).
Как это происходит в природе, когда орёл, мощная, сильная, быстрая птица, учит летать своих птенцов? Слово Божье говорит, что для этого орёл "вызывает своё гнездо". Вы не обращали внимания на это выражение? Что значит "вызывает гнездо?" Исследуя этот вопрос, я сравнивал некоторые переводы. Например, Лютер перевёл это место, как "орёл выводит своих птенцов". В других переводах это место звучит даже так, что орёл разрушает своё гнездо. Всё-таки как выглядит гнездо орла? Оно бывает устроено на скале, высоко в горах. Оно очень простое: там положено несколько сучьев, орлица нащипала туда пуху, положила яйца и высидела птенцов. Всё это фактически на голой скале. Туда орлы приносят своим птенцам пищу. Но когда птенцы подрастут, им уже хочется получать пищу быстрее и больше. С возрастом их аппетит развивается. Поэтому они перешагивают через край гнезда и постепенно приближаются к краю скалы. Им уже не терпится, когда же мама-орлица прилетит с очередной порцией мяса. А орлы видят, что их птенцы подросли, крылышки уже покрылись перьями и пора им самим летать, дают им пищу не сразу, а как бы манят к себе. Так птенцы тянутся к пище, срываются со скалы и летят в пропасть. Конечно, родители знают, когда птенцов можно вызвать из гнезда. Если птенец вырос, то ему обязательно надо тренировать крылья, работать ими, чтобы они не атрофировались. Крылья созданы для полёта, а не для того, чтобы птенец сидел в тёплом гнезде на всём готовом. И вот птенец, срываясь со скалы, кубарем летит в пропасть. Он из последних сил начинает трепыхаться, растопыривает свои крылышки и к своему удивлению замечает, что он не беспомощен. Не такие уж плохие папа и мама, которые, может быть, их немножко спровоцировали на этот полёт. Оказывается, летать куда лучше, чем сидеть сиднем даже в самом уютном гнезде. Он чувствует, что крылья у него работают, слушаются его. Крылья его несут. Возможно, он ещё не может так свободно парить, как это делают взрослые орлы, но тем не менее он уже вкусил наслаждение высоты, почувствовал вкус свободы. А другой птенец оказался слабее, быстро устал, а может, испугался и, вместо того, чтобы работать крыльями, сложил их и полетел вниз, в пропасть. Тогда орлица, видя беду, что её ребёнок может разбиться, складывает крылья, камнем летит вниз, догоняет неудачника и, оказавшись под ним, расправляет свои крылья и подхватывает бедняжку. Что же будет дальше? орлица - очень умная птица. Она не несёт его в гнездо и не лелеет, а поднимает ещё выше. Первоначальной высоты ему было мало, значит, ему нужна большая высота, чтобы ему хватило времени для осмысления и применения крыльев.Она поднимает его выше и опять сбрасывает. Он опять кубарем летит вниз. Времени у него теперь больше, потому что последующий старт у него оказался выше первоначального. А родители наблюдают, как же он будет работать своими крыльями, потому что крылья у него уже оперились. Если и на этот раз полёт закончится неудачей, его поднимут ещё выше, опять сбросят, и это будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует радость полёта на собственных крыльях.
Кто из вас, дорогие, не хотел бы расти духовно? Но многие ропщут на то, что в их жизни происходят какие-то неприятности. Хорошо сидеть в собрании, когда братья проповедуют, сёстры вас приветствуют, молодёжь вам поёт. Но вдруг почему-то происходит какая-то неувязка в семье, неустройство на работе или даже в церкви. Люди начинают роптать. А такая ли это церковь? Им хочется сидеть в покое, в пуху, в тепле. Когда в церкви происходят трудности и трения, то такой человек приходит в недоумение. А может, лучше вообще уйти отсюда? Зачем мне такая церковь, где меня не лелеют? Дорогая душа, да тебя лелеяли и лелеяли столько, сколько тебе было нужно, чтобы ты выросла. Ты не заметила, что у тебя уже выросли крылья, а ты по-прежнему хочешь оставаться на иждивении. Настало твоё время для самостоятельного полёта. Тебе уже пора стать взрослой, а ты всё ещё вспоминаешь, как было хорошо, когда тебя пеленали и кормили с ложечки. Всё это было приятно, но задержка в развитии опаснее всего. Крылья без употребления слабеют и приходят в негодность. Процесс их отмирания куда опаснее, чем опасность самого неудачного полёта с высоты. Почему Павел и говорит: " Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища" (Евр. 5:12).
Что же такое наши крылья в духовном смысле? Есть хорошая, бодрая, зажигательная христианская песня "У дикого гуся могучие крылья". Там прекрасно описаны несравненные крылья молитвы. Жизнь христианина не бывает гладкой, она не похожа на поездку по железной дороге. Вспомним Давида. Он пас овец, славил Бога в уединении. Вдруг народ Божий пошёл на войну. Отец посылает его проведать братьев и снабдить их продуктами. Когда Давид пришёл в стан и услышал, как Голиаф поносит воинство Господне и Самого Господа, в нём загорелась ревность.
Он расспрашивает, что будет тому, кто победит этого нечестивого филистимлянина. А его братья, слыша такие речи, начинают его унижать, говоря, что у него дурное сердце и т.п. У Давида происходит как бы спуск с высоты, им пренебрегают. Затем Царь всё-таки приглашает к себе Давида. Его положение повышается. После победы над великаном его имя вошло в почёт, его прославляют в хороводах. Конечно, Саулу это не понравилось. Его заела зависть. Как же так: ему, царю, дали в песнях только тысячи, а Давиду десятки тысяч? Раз! - положение полетело с высоты и стало резко понижаться. Затем женитьба на Мелхоле, царской дочери, Давид пошёл вверх. Затем снова гонения, чужбина. Затем венчание на царство, а потом восстание Авессалома и гражданская война и т.д. Жизнь идёт как на качелях: вверх - вниз, вверх - вниз. Не успел подняться, как тебя снова бросают в грязь. Когда мы на подъёме, мы ликуем, сердце захватывает от радости, приятно. А когда размах качелей резко идёт на спуск, сердце замирает в груди, вырывается крик души: "Где же Ты, Господь? Ты же меня всегда поднимал! Куда же делась твоя любовь, в которой я купался?" Мы привыкли представлять себе Господа в виде скалы. На скале надёжно и безопасно, там - мягкое гнездо. Но не будем забывать, что орёл, который вызывает своё гнездо, побуждая своих птенчиков выписывать в воздухе фигуры высшего пилотажа, - это тоже Господь, тот Господь, Который тебя и меня учит расти духовно, учит уповать и пускать в оборот, а не закапывать полученные от Него духовные дары. И скала - Господь, и орёл - тоже Господь. Господа как скалу мы уже хорошо изучили и знаем. Со скалой всё приятно и спокойно. А Господа как орла, отца, который учит птенцов летать, как-то мы ещё знаем маловато. Нам кажется, что Господь так действовать не может, нам кажется, что это просто недоразумение. Нам кажется, что в церкви нет порядка, что не в порядке что-то с нами самими... Но просто-напросто орлята учатся летать. Давно пора вспомнить о том, что тебе, сестра, даны крылья веры, тебе даны крылья молитвы, чтобы ты не ползала в грязи сомнений, в болоте обид, разочарования и уныния. Научись, когда тебя швырнули вниз, чтобы ты расправила крылья и полетела не вниз, а вверх, к Богу. Так оно и бывает: Когда летишь вниз, то хочешь-не-хочешь, а вопиёшь к Богу. А как только мы возвысим к Нему голос, наши крылья веры расправляются и начинают нас поднимать от земной суеты и мышиной возни душевности, от бесконечных разборок и разбирательств: тот не такой, эта не так сказала или посмотрела. С Господом всегда всё будет то, что надо, всё будет так, как надо, всё будет правильно и прекрасно и хорошо. Но для этого надо пользоваться крыльями веры. В этом духовный рост.
В заключение прочитаю 1 Петра 1:7: "дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота..." Как драгоценна такая вера, которая окрыляет и поднимает нас!
Мы рассмотрели только один аспект духовного роста: рост веры. Возрастать надо не только в вере, но в любви, в познании, в благодати. Для духовного роста существуют различные средства, о чём следует говорить, если Бог позволит. Но начинается, конечно, наше спасение с роста веры. Снег упал на землю, и чёрная земля стала сразу белой. Так и христианин - покаялся, и уже на нём белая одежда. Но едва солнце пригрело, как вся белизна незаметно исчезла. Так и испытания проверяют качество нашей праведности: только ли она на поверхности, только ли легла тонким слоем или это уже праведность Христова?
Братья, сёстры! Нам всем хочется нести весть спасения, правда же? Все слышали об авариях танкеров, которые везут драгоценное горючее туда, где в нём остро нуждаются, но сколько от них бывает бедствий, вместо пользы. Я слышал в связи с этим интересную вещь. Чтобы избежать аварий, танкеры надо делать не одинарными, а двойными, но это ленятся делать, экономят средства, а в итоге дело кончается такими потрясающими экологическими катастрофами, что никаких средств недостаточно для их исправления. Так и мы: если мы хотим передать другим эту благодать, эту силу Духа, этот огонь любви Божьей погибающим людям, то мы должны быть закалёнными, испытанными, чтобы при неблагоприятных обстоятельствах не разбиться, не растерять, не расплескать, подобно этому устаревшему танкеру, ту благодать, ту силу, которую доверил нам Господь. Для этого надо любить испытания, не надо на них роптать, надо благодарить за них Бога, памятуя, что всё с нами происходит под Его мудрым наблюдением. Падение грозит катастрофой, но Он не даст тебе разбиться. Он начал это испытание и не остановится до тех пор, пока ты не почувствуешь спасительную силу твоих крыльев веры. Да будет Ему за всё слава! Аминь.
Михаил Бурчак
г. Сергиев-Посад