Очень часто люди, которые приходят к Богу, меняют свои «черно-белые очки» на «розовые». Они думают, что пастора церкви только и ждут, как бы это за кого-нибудь помолиться, кого-то выслушать, беса из кого-то выгнать. Но почему-то забывают, что пастора такие же точно люди, как они, что у них тоже есть семьи, тоже бывает плохое настроение. Единственная разница (кроме того, что у них есть свои проблемы и обязанности) – Бог поставил их служить другим людям. Поэтому «молодые» христиане часто соблазняются, не понимая многих истин. Они создают себе стереотипы – пастор должен быть таким-то, но на самом деле у каждого человека, кроме Иисуса Христа, есть свои недостатки.
Луки 17:1-2 «Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою…»
В Библии упоминаются три самых больших греха. Первый из них и самый большой – это хула на Духа Святого. Написано ясно, что этому греху нет прощения ни в сем веке, ни в будущем. Второй самый страшный грех – сказать на брата своего «рака», то есть «дурак». Христос лично говорил, что человек, который сказал на своего брата это слово, суду уже не подлежит, его путь – прямо в геенну. Третий грех, который Библия осуждает явно – это соблазн. Без суда и следствия, камень на шею и прямо в море. Я не хочу сказать, что за эти грехи никому и никогда не будет прощения (кроме хулы на Духа Святого), но можно ясно понять, что все это очень важно и сложно. Хочу только, чтобы мы знали, что речь идет не о спонтанных вещах, а о целенаправленных, запланированных, обдуманных грехах.
1. Соблазн. Давайте определим, что же это такое. К сожалению, греческий язык в целом не совпадает с украинским, но это слово как раз совпало. Оно звучит как «скандалос». В нашем языке тоже есть такое слово, означающее скандальную ситуацию или человека. Относительно человека его можно перевести, как «человек, создающий скандал», или «человек, из-за которого скандал происходит». Раньше это слово имело два значения: «приманка в капкане» и «преграда на пути, указывающая неверный путь».
Расскажу вам пример. Как-то умирал один старенький человек. Он позвал к себе священника, чтобы исповедаться ему перед смертью, и сказал: «У меня есть один грех, который я не могу сам себе простить». «Какой?», - спросил священник. «Когда-то давно, когда я был еще маленьким мальчиком, мы с друзьями любили играть в одну жестокую игру. Мы выходили на дорогу и переставляли знак, указывающий направление, потом садились в кусты и веселились, наблюдая за тем, как люди с тяжелыми ношами идут совсем не туда, куда им нужно. Человек мог пройти километр, два, а то и десять, пока догадывался, что идет в неверном направлении! Я молился Богу, но не мог получить прощение, потому что не прощал сам себя!» Этот человек «соблазнял» людей. Он показывал им неверный путь. А там были и больные люди, и дети, и те, кто очень устал. Представьте себе, какое разочарование постигнет человека, когда он после долгой и тяжелой ходьбы поймет, что нужно возвращаться назад и снова пройти этот путь.
Сегодня в теологии слово соблазн означает: «учить, толкать, подводить людей ко греху». В церкви и в обществе есть приблизительно 20 % малодушных, слабых людей, которые могут «спотыкаться» на поступках других. В каждой семье есть дети, подростки и старенькие люди, которые уже или еще не такие самостоятельные, как взрослые. Поэтому, если мы с вами хорошо знаем «границы» греха (еще один шаг и согрешишь!), то ради малодушных, слабых в вере людей нам нужно эти границы передвинуть, как минимум, на десять шагов назад. Где в Библии написано, что нельзя пить пива, курить, целоваться до свадьбы, ходить на дискотеку? Где написано, какой длины должна быть юбка? Но стоит этим 20 % людей только подержаться за руку, они могут сблудить, стоит только нюхнуть пива, могут стать алкоголиками. Такие люди просто не имеют в себе внутренних границ. Другим 80% людей это абсолютно не повредит, а для этих 20% станет причиной падения. Поэтому церковь ради немощных переставляет границы греха подальше, иначе это станет доля них соблазном. Даже если ты думаешь, что крепок в вере и решил выпить безалкогольного пива, помни, что слово «пиво» на бутылке написано огромными буквами, а «ноль % алкоголя» - малюсенькими. Если твой немощный брат увидит тебя с этой бутылкой и соблазнится – горе тебе. Ведь он прочитает слово «пиво», напьется и станет алкоголиком. Он скажет: «Я выпил потому, что видел, как ты тоже пил!» Таким образом ты погубишь своего брата. Много неверующих людей хоть сами пьют и матерятся, но при своих детях стараются этого не делать. Почему? Чтобы дети не соблазнились и не научились этому от них. Вот почему некоторые вещи в церкви поставлены так категорично.
Лично меня никто не соблазняет. Почему? Потому что я давно уже не верю в людей, а только в Господа Иисуса Христа. Библия нам говорит, что проклят тот, кто надежду свою полагает на человека. Но в церковь приходит множество новых людей, которые пока что верят и в Иисуса Христа, и в пастора. Поэтому на нас лежит большая ответственность, чтобы никого из них не соблазнить. Придет время, они окрепнут в вере и сами смогут решать, на кого им равняться – на Бога или на людей.
Грех является грехом в любой момент, будь то в ванной комнате, на улице, в отеле или дома. Соблазн же в одном месте может быть грехом, а в другом нет. Если тебя в душе увидит твой муж, это нормально, но если чужой – грех.
Римлянам 14: 13-23 «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех».
У соблазна есть две стороны – тот, кто соблазняет, и тот, кто соблазняется. Сегодня мы больше говорим о той позиции, которая приводит к соблазну. Если мы кого-то соблазняем, это огромный грех, но если сами соблазняемся – проявляется наш духовный уровень. Это две стороны медали. Библия не собирается «бегать за дьяволом» и записывать за ним каждый грех, чтобы потом его запретить. Не написано, нигде, что нельзя нюхать клей, глотать таблетки, принимать наркотики. Библия – это не список запретов, в ней достаточно понятно написано, что такое нечистота и соблазн. Есть грехи, которые определены очень четко, но есть и такие, которые невозможно определить одним словом, потому что со временем они проходят «мутацию». Поэтому мы как церковь отступаем намного шагов назад, аж до самого немощного брата и сестры, и свое поведение, свою жизнь формируем соответственно его (ее) понимания и веры, чтобы не соблазнить его (ее). Даже те люди, которые уже давно верующие, отцы церкви, люди, для которых уже давно нет веры, основывающейся на человеке, все равно отступают назад и ориентируют свое поведение на этот уровень, хоть на самом деле до греха еще далеко! Поэтому форма твоей одежды должна быть не такой, какая нравится только тебе. Не выискивай формулы безопасного алкоголя! «Пастор, а какое количество градусов еще является безопасным?» Пастор не прокурор. Читай Библию и слушай свою совесть. Если она тебя мучит, не перекладывай свои проблемы на пастора.
Многие вещи не являются грехами сами по себе. Глоток вина никогда не был и не будет грехом, ведь тогда и Причастие стало бы грешным процессом. Пьянство – вот что грех. А вы видели в Украине пьяницу? Нет, тут нет ни одного, все любители! Спроси у алкоголика, который проходит лечение в психбольнице, он скажет: «Нет, я могу пить, а могу и не пить. Просто я пока что еще не хочу бросать. Но я могу!» Исходя из этого примера, сформулируйте мне, сколько нужно выпить, чтобы стать пьяницей? Литр в день, пол-литра, сто грамм, пятьдесят? Сколько? Где граница? Поэтому апостол Павел говорит:«Не буду пить вовсе!»Ради немощных поставлю себе четкую грань. Потому что один выпьет30 грамми станет алкоголиком, а кто-то три литра и все равно будет ходить ровно. Дорогая сестра, ты красива? Показывай свою красоту дома своему мужу. А к остальным людям одевайся скромно.
Итак, в церкви давайте лучше сделаем «немного больше, чем меньше», чтобы уберечь всех от соблазна.
2. Искушение. Матфея 4:1 «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диявола».
Как такое может быть, чтобы в одном процессе принимали участие и Дух Божий, и дьявол? Такое может случиться только в случае искушения. Слово искушение (греч. нейразейн) буквально означает «испытание». Все места в Библии, где написано слово искушение, относятся к испытаниям. Но это слово имеет двоякое значение. Если это действие Бога, тогда это испытание, чтобы дать человеку новое благословение или новое служение. Но с позиции дьявола это же самое событие будет направлено на то, чтобы «украсть, убить и погубить». Вспомним святого и праведного мужа Божьего Иова. Бог знал, что должна была быть написана книга Иова, которая для многих людей станет примером терпения, веры и стойкости. Господь знал, что кроме Иова никто не устоит, поэтому со скорбью в сердце допустил эти страдании. Но сатана не хотел и не планировал того, чтобы пример Иова наследовали другие люди, он хотел одного – убить Божьего праведника. В этом событии принимали участие Бог и сатана, но цели у них были абсолютно разные, хоть слово употребляется одно и то же.
В пустыне у дьявола было стремление сделать так, чтобы Христос, искусившись, не пошел на крест, поэтому в конце поста сатана предложил Ему: «Христос, я знаю, для чего Ты пришел. Ты хочешь пострадать, умереть и получить таким образом весь мир. Ты поклонись мне, я тебе его отдам без таких жертв! У меня есть короткий путь!» Но Христос знал, что Его смерть даст огромный результат, и остался верным Отцу.
Как правило, мы искушаемся нашими дарами и талантами. Наши сильные стороны могут стать для нас искушениями или, вернее, испытаниями. Если ты красивая девушка, тебя могут искушать: «Ты же так красива, могла бы за миллионера замуж выйти. Чего ты сидишь в этой церкви?» У тебя красивый голос? Другое искушение: «Зачем ты поешь в этой группе прославления? Ты уже давно мог бы на больших сценах прославиться. Стал бы звездой!» Кому ты будешь служить свои даром и талантом, Богу или сатане? Кому ты поклонишься? Дьяволу ради выгоды? Или выберешь служение?
К сожалению богатые люди, бизнесмены или те, кто при власти, тоже бывают искушаемы своими сильными сторонами. Как правило, большие бизнесмены, управляющие многими людьми, не подчиняются духовной власти в церкви. Послушай, если ты бизнесмен, ты должен проявить в два раза больше послушания, чем другие. Тогда Бог благословит тебя так, как ты даже и не ожидал. Когда я был в Корее, то видел, как там пастора-миллиардеры паркуют людям машины перед служением. Они служат этим в церкви. Политики, начальники, послушайте, сатана будет искушать вас властью, а Бог испытывать. Сам Христос смирил Себя до смерти и смерти крестной. Он ни разу не сказал никому: «А ты знаешь, кто Я такой?» Нет, Христос сдал Свой экзамен. Бог, Который владеет самой большой властью на всей земле, сдал этот экзамен! Он омыл ноги простым рыбакам. Пастора, знайте, что не все вас будут уважать, не все будут говорить вам приятные слова и отдавать почести. Найдутся люди, которые будут клеветать на вас, но помните, что это ваш экзамен! Ты красив? Ты силен? Ты талантлив? Кем бы ты ни был: пастором, бизнесменом, человеком при власти, политиком – рано или поздно твои сильные стороны станут для тебя и искушением, и испытанием. Смиряйся, покажи, что ты хочешь быть похожим на Христа, а не на тех, кто управляет людьми. Руководи на работе, а в церкви прояви смирение. Мы должны быть Божьим примером для людей.
Важно то, что историю об искушении в пустыне Христос рассказал лично. Ведь там не было ни одного свидетеля, который мог потом об этом написать. Скорее всего Христос собрал учеников вместе, они сели, и начался разговор от сердца к сердцу. Христос поделился с ними Своими переживаниями.
И на последок скажу вам кое-что очень важное. Слово дьявол означает «клеветник». Когда Бог нас испытывает, всегда рядом появляется дьявол и начинает клеветать на нас. Поэтому в молитве «Отче наш» мы молимся: «… и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого…» От искушений нужно убегать, а испытания проходить с честью! Если ты своей свободой соблазняешь своего брата, думая, что ты свободный и правильный, послушай, ты будешь нести ответственность перед Богом. Человек, который постоянно соблазняется, - это духовный карлик. Но церковь Христа в своем поведении ориентируется не на отцов, учителей, пасторов и апостолов, а на«малых сих». Не соблазняйся сам и никого не соблазняй! Пусть твое основание будет только на Иисусе Христе!
1 Петра 1:3-9 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ».