Где наибольшая справедливость?
Евангелие от Луки 15:11-23
«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю
от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!»
История греха, история проблемы младшего сына заключалась в том, что он согрешил, покаялся и получил прощение. Вот вся эта история.
Очень важно знать, что грех ведет к проблемам и только одна дорога ведет к прощению. Дорога эта называется покаяние. Это мы видим из истории о младшем сыне. Я не буду ее пересказывать, но хотел бы, чтобы мы кое-что заметили. Прежде всего, что
такое грех? Я не хотел бы сегодня кого-то осуждать, не хотел бы укорять, я бы хотел просто, по-отцовски, с любовью поговорить, но об очень серьезных вещах. Итак, где наибольшая справедливость?
Что такое грех? В украинском и русском языках я нашел только два определения слову грех. Это грех ибеззаконие. В Библии для определения греха используется целых шесть слов. Это еврейское слово «хата», которое обозначает движение в неправильном направлении. Когда ты идешь не туда, куда нужно. Побежал, но не туда.
Слово «паша», это еврейское слово, обозначающее протест, неправедный протест.
Третье еврейское слово «ава» означает искажать. Но в нашей русской Библии, которую мы читаем, во всех случаях стоит просто слово грех. А в еврейском в одном случае стоит «паша», в другом «хата», в третьем «ава». Все эти слова используются для определения различных оттенков греха. А у нас везде написано – грех, грех, грех. Иногда может быть слово беззаконие, но оно уже больше используется в Новом Завете.
Также используется греческое слово «хамартано». «Хамартано» обозначает промахнуться. Промахнулся, хотел, но не вышло. Хотел, как лучше, вышло, как всегда. Вот что значит промахнулся. Шел за хлебом, купил водки. Это приблизительно так. Но хотел! Понимаете, в душе очень хотел! Просто плакал, так хотел.
Слово «паракое». Это также греческое слово. Оно используется в значении греха и обозначает непослушание.
Слово «аномиа», оно буквально обозначает беззаконие. То же слово, которое и мы используем.
Так в чем же суть греха? В чем его суть? Я рассуждал над этой темой. Суть греха в боли. Боль. Вот в чем суть греха. В какой боли?
А в чем, например, суть болезни? Вот у меня болит рука. А если бы она не болела? Ничего страшного, ну отвалилась бы себе, да и все! Ничего, приложил бы что-нибудь. Нога отпала – примотал бы что-то вместо нее. Вся суть в том, что она страшно болит. Это первая причина.
Вторая причина – это приведет к смерти. Вот и все. Если бы не было боли и смерти, то болезни бы, как таковой, не было. Но первая суть болезни в чем? В боли. Потому что болит! И суть греха также в боли, только в боли душевной. Почему грех это грех? Я скажу по-другому. Почему болезнь это болезнь? Потому что существуют последствия. Если бы не было последствий, то болезнь не была бы болезнью. Если бы не было боли и впоследствии смерти и травматизма, болезнь не была бы болезнью. Ну и что, что там какой-то прыщик появился, пускай себе! Ну, какая-то там опухоль. Взял ножиком ее, чик-чик, отрезал и не проблема. Оно ведь не болит. Заглянул себе в череп, вынул там все, что лишнее, и выкинул. Нет, так не сделаешь! А разве в душу можно залезть и выбросить что-нибудь из нее? Нельзя. Поэтому суть греха в том, что он имеет последствия – раны и смерть. Суть болезни такая же – болезнь всегда наносит раны. Точно так же и грех, он наносит раны и приносит смерть.
Как я уже говорил, между грехом и прощением есть один мост. Как этот единственный мостик называется? Покаяние! Нет другой дороги, кругом огромнейшая пропасть. Есть только один мостик, он называется покаяние. Кем бы я ни был, пусть у меня будет хоть десять рукоположений епископа, двадцать апостола, тридцать пастора, а я согрешу и не покаюсь, то я погибну. Ничто не дает человеку право на прощение, кроме покаяния.
Сын, который был родненькой кровинкой своего отца, не имел права вернуться без чего? Без покаяния. Знаете, в чем очень часто заключается проблема родителей и детей? Наше дитя согрешило, а родители говорят: «Ой, оно же такое бестолковое». Слушайте, если дети провинились, не давайте им ничего без покаяния. Даже пусть он живет на улице, пусть даже он переживет то, что пережил блудный сын. Если он не покаялся, он не имеет права снова занять то место, на котором он был. Нельзя возвращать человека назад без покаяния. Это же не сложно: «Прости меня!» Знаете, если человек заболел страшной болезнью, ей нельзя сказать: «Все хорошо, все нормально!» А у него, например, воспаление легких. Врач посмотрел, и ему стало очень жалко, поэтому
он не рассказал о болезни. Жаль делать уколы, жаль ставить горчичники, жалко! И он сказал: «Ничего страшного, идите домой.
Вот вам чупа-чупс, скушайте, и все с вами будет хорошо. Хороший мальчик, хорошая девочка, все нормально!» Скажите, это
добрый врач или нет? Плохой. Очень плохой. Это врач, которого нужно сажать в тюрьму. А сколько есть таких родителей? Пришел ребеночек, нашкодил. «Ну, что ты? Ну, ну, ну, ну! Ну, ладно. Заходи, заходи. Ничего страшного. Заходи, живи себе дальше, делай
так же, как ты и делал». Нельзя возвращать статус сына или дочери без покаяния. Нельзя. Если у вас на производстве рабочий сделал халтуру, вы не имеете права снова допустить его к работе, если он не покается. Он сделал халтуру, он обязан сказать: «Извините, я переделаю». Или, если это не возможно, то хотя бы извиниться. Иначе он поймет, что так можно делать всегда. То есть, если есть болезнь, обязательно нужно чтобы было лечение, а лечение, как вы знаете, никому не нравится. Кому нравится, как делают уколы, режут, нога висит три года и три месяца на вытяжке. Кому это нравится? Никому! Точно так же и с покаянием, это самое неприятное, что только есть. Идешь, с ноги на ногу переминаешься. Ой, а как это будет, а что это будет? Это нелегко сделать, но это нужно сделать.
Итак, мы с вами посмотрим суть истинного покаяния, суть истинного покаяния. Какая его истинная суть? Прежде всего, если человек хочет покаяться, он должен покаяться перед Богом. Перед Богом. В чем тут проблема? Человек должен понять боль, которую пере
нес Бог, когда человек грешил. Он должен понять, покаяться, а не просто сказать: «Господь, ты знаешь, я там напился, как свинья, ну что Тебе от этого? Какая Тебе разница, Тебе что, с неба было видно, что ли? Прости меня, потому то пастор не принимает в
члены церкви». Нужно понять боль, которую перенес Господь. Вот что такое покаяние. Это когда говоришь: «Господь, я каюсь, я знаю, как ты переживал за меня. Я знаю, какой позор Ты переживал, когда я это делал. Знаю, что дьявол тыкал на меня пальцами, что Тебе было неудобно, что Тебе было стыдно за тот обет, что я дал Тебе. Иисус Христос, Тебе было стыдно перед ангелами,
перед Отцом. Я причинил Тебе страшную боль и потому я прошу Тебя, прости меня». Это же сказал сын, когда пришел к отцу: «Я согрешил… Я согрешил перед небом. Мне стыдно, потому что я не должен был поступать так с отцом, а я сделал это. Мне стыдно,
что небо скорбело от моего поступка».
Понимание того, что Бог переживает боль за мой грех, вот в чем суть. Грех не просто есть грехом – Бог переживает боль. Настоя
щий врач, настоящая мама переживает вместе со своим ребенком, переживает боли, все переносит.
Второе, в чем нужно каяться. Знаете, я как-то молился перед Господом, за что-то каялся, уже не помню за что, забыл. И говорю: «Господи, прости меня, мне так тяжело». И знаете, вдруг я понял, что Бог молчит. Но вдруг Он сказал: «А ты хоть раз думал о том, как мне тяжело от ваших поступков? Хоть раз ты задумывался?» И вы знаете, я стал каяться по-другому. Я по-другому понял, что такое покаяние. Скажите мне, как было отцу пережить момент, когда сын ушел от него? Кто-то переживал такой момент, когда дети уходят, когда дети разлучаются с вами, бросая своих родителей, когда ругают их. Как больно перед соседями, как больно перед родственниками, как больно самим перед собой, что ваш ребенок сделал вам такое. А ребенок потом приходит: «Ой, прости, ха-ха! Это же я так. Какой я несчастный, как мне было тяжело!» А как больно было отцу, как Богу было тяжело. Поэтому истинное покая
ние – это покаяние за ту боль, которую мы причинили Господу.
Второе покаяние. Это покаяние перед людьми. Понимание той боли, которую мы причинили людям, окружающим нас, которые связаны с нами этим поступком. Так сын и сказал: «Перед небом и перед тобой я каюсь, отец». Знаете, мы иногда говорим: «О, я прошу прощения у тебя». Написано – прощать, вот мы и прощаем. Но нужно понимать, сколько боли было причинено этому челове
ку, сколько он переживал. Он переживал год, а я одну секунду: «Прости, и побежал». А сколько всего было внутри. Потому, когда
мы каемся, то наше духовное прощение и исцеление зависит от того, как мы понимаем эту боль. Поэтому-то сын и сказал: «Отец, я согрешил перед тобой. Я знаю, я поступил, как раб. Потому я пришел, но уже хочу быть просто рабом, я не достоин даже называть
ся твоим сыном. Я знаю, что я поступил, как негодный раб, я убежал от тебя». Когда мы каемся, мы должны понимать, что мы причиняли боль кому-то из людей. Конечно, если это грех, связанный с людьми. Поэтому, когда мы каемся, зачастую нужно сказать: «Я прошу прощения, я все понимаю. Да, я тебя опозорил, да я причинил тебе много боли, и я это понимаю. Прости меня за всю
боль, которую ты перенес (или перенесла)». Вот это покаяние.
И третье. Мы говорим о сути истинного покаяния. Я говорю о глубине покаяния, не о каких-то поверхностных вещах. Это покаяние перед собой. Сын покаялся сначала перед собой. Написано, что он, «придя в себя»! Он пришел в себя. Между прочим, я видел те свиные рожки, которые ел блудный сын. Это такое дерево, похожее на наш бурьян. Это такое растение, похожее на куст. Вот это
его рвут и дают свиньям. Оно такое неважное на вид. Я раньше удивлялся, я думал, что рожки свиные - это вермишель. Вы так не думали? Я всю жизнь думал, что рожки - это вермишель. Думал, что неплохо свиньи ели. А это такой куст. Очень похож на нашу лободу, только листья у него немного шире. И сына кормили этакой едой. Он хотел этим накушаться, а ему никто не давал. Потому, покаяться перед собой - это понимание того, что нашему духу и нашей душе причинена боль. Мало того, причинен ущерб и боль нашей репутации, возможно, нашим детям, внукам или правнукам. Мы причинили боль нашему роду, если этот грех касается нас. Потому покаяться нужно и перед собой. Нужно осознать и сказать: «Я каюсь, Господи, я каюсь перед собой и перед своим родом, я признаю, что причинил позор себе, моя душа, мой дух был очень утомлен, переживал, страдал».
Скажу последнее. В чем суть справедливости и милости? Читая Ветхий Завет, думаю, вы заметили, что там описаны страшные вещи. Страшные. За что постоянно страдал Израильский народ? Я раньше так думал, что из-за царя. Это царь был плохой, и потому все
так получалось. Знаете, я потом нашел одно место, Бог мне открыл, что это не только царь был виноват.
2 Параллипоменон 30:10
« И ходили гонцы из города в город по земле Ефремовой и Манассииной и до Завулоновой, но над ними смеялись и издевались».
Это Езекия послал их, чтобы они праздновали, по земле Ефремовой и Манасииной и до Завулоновой, но над ними смеялись и издевались. Царь посылал гонцов, чтобы они пригласили людей на Пасху, а люди, сами люди, что делали? Смеялись, издевались и били их. Не только царь был виноват, даже царю непросто было собрать людей на Пасху раз в год. Все люди были виноваты. Потому и терпели такие страшные вещи. Вот почему в Ветхом Завете люди страдали. Была справедливость, было наказание. Это такие поступки злые были у людей. Это люди были настолько необузданные, настолько злые, что они получали по заслугам. Ветхий Завет
- это Завет не кары, а справедливости. Это все справедливость. Поэтому ад - это место не кары, а справедливости. И потому наибольшая справедливость будет в аду. Место, наибольшей справедливости - ад. Каждый человек получит именно то, что он заслужил. Это не кара, это просто справедливость. Знаете, Бог показал мне эти вещи: убийца, который убил человека, в аду перенесет (только так медленно, в замедленном времени) все, что переживал человек, которого он убивал. Он переживет тот страх, который человек переживал, ту боль, агонию смерти, все то же самое переживет, только в растянутом времени. Бог ему даст возможность пережить все, «от а до я», секунду в секунду, все полностью. Злодей, который воровал, в аду будет переживать то отчаяние, которое пережил человек, обнаруживший, что у него пропал кошелек. Он будет переживать ту проблему, которую пытал
ся решить обворованный человек, он будет переживать ту недостачу, которую человек переживал. Все будет воссоздано каждому
по абсолютной справедливости. Потому более справедливого места, чем ад, не было, нет, и никогда не будет. Самое справедливое место – ад! Там все будет воссоздано. Человек, который пил, переживет все то, что переживали дети, которые прятались от него. Пьяница переживет все то, что переживала его жена, которая пряталась и плакала, которая не знала, что ей делать дальше. Все это, будет пережито в аду, только в замедленном времени. Будет дана возможность напиться достаточно водки, купаться в ней, все полностью пережить, «от а до я». Все эти боли, которые переживали люди. Все это отвращение, кто-то шел, где-то там наблевал, все это человек будет переживать, «от а до я», только в растянутом времени. Это будет самое справедливое место. Кого-то обма
нул? Там тебя будут постоянно обманывать. Температуру скажут 200 градусов, а сделают 250. Постоянно будет обман. Человек постоянно будет жить в обмане, он никогда не познает правды, он постоянно будет жить в справедливости, в том, что он делал.
Знаете, когда я понял эти вещи, я сказал: «Господи, а что же тогда рай?» Бог мне сказал: «А рай - это милость, это не справедливость. Это милость. Это прощение. Там будут только те, кто прощен». А как будет прощен? Каким способом? Мы с вами только что говорили. Нужно покаяться. Поэтому рай - это самое несправедливое место. Там будут те, кто покаялся. Они по правде должны быть в другом месте, но по великой Своей милости Бог их простил и Сам захотел сделать им большой подарок, который называется рай и вечная жизнь. Мне моя соседка пришла и сказала: «А кто у вас в церкви? Одни бандиты бывшие и алкоголики».
А я говорю: «Во-первых, не все! Как минимум, я никогда не был ни бандитом, ни алкоголиком». Ну, каждый же по себе судит, вы
же знаете, украинцы судят только по себе. Вот. Я говорю: «Знаешь, может и так, но это уже прощенные люди. Это уже искуплен
ные Господом люди. Это уже люди Господни. Потому мы будем жить в милости, а не в справедливости!»
Я скажу сейчас глубокие теологические вещи. Я долго не мог понять, в чем суть греха и закона. Но я понял чуть-чуть, я не знаю, думаю, не до конца. Грех ведет к справедливости. Грех ведет к справедливости, к справедливому воздаянию. А покаяние ведет к милости. Аллилуйя. Между грехом и прощением, как я уже упоминал, есть один мостик, такой узенький-узенький, такой неприметненький, такой простенький, такой неудобненький, но он единственный. Кое-кто рисует его, как крест, который перебро
шен через пропасть. Называется он покаяние. Но это настоящее покаяние. Покаяние за боль, причиненную Богу, людям и даже
себе. И тогда мы будем жить в милости. Я хотел бы, чтобы сегодняшняя проповедь послужила нам благословением. Я очень не
хотел обличать, я хотел просто рассказать то, что Бог мне дал сказать. Рассказать то, что Бог думает, Его переживания. И чтобы
мы понимали, что Бог ничего не может сделать с нераскаянным грехом. Рано или поздно придет справедливость. Но я благодарю
Бога за то, что все эти проблемы – «хата», «паша», «ава», «хамартано», «паракое», «аномия» - от всех их есть одно простое слово покаяние. И еще лучшее слово - прощение. Аллилуйя. Я хотел бы, чтобы вы в своей жизни много услышали этих слов - покаяние
и прощение, чтобы вы знали, что эти слова есть и жили в милости Господней.