Власть церкви
Характерной чертой нашего времени является то, что церковь, к сожалению, теряет свой авторитет в обществе. Церковь уже вынуждена доказывать свою правду путем почти соревновательного характера и, если можно так выразиться, достаточно жесткой конкуренции со многими политическими и общественными структурами. В этом противостоянии церковь сможет выиграть только тогда, когда сможет яснее выразить свое отношение к власти.
7.09.03
Старший пастор церкви «Филадельфия»
П. И. Желноваков г. Ижевск
Сегодня мы с вами продолжим разговор об удивительном состоянии роста нашей веры, которая имеет самое прямое отношение к тому, что мы называем власть.
Мы продолжим наш ранее начатый разговор под общим названием «Вера и власть».
К сожалению, за годы атеистической и коммунистической пропаганды, кровавых революций и переворотов, которые произошли в нашей бедной матушке-России, в сознании многих людей была опошлена идея власти. Она была перекинута на определённые личности, вследствие чего пропаганде было намного легче обманывать людей.
Когда же идея власти была окончательно подорвана и опошлена, мы и стали иметь на сегодняшний день вот такое общество, которое готово материться, плеваться, хамить и безобразничать где угодно.
В школе дети ни во что не ставят учителей. В высших учебных заведениях та же картина.
Чиновник ли это, родители ли, мы видим повсеместное надругательство над тем институтом власти, который установлен Богом.
Мы с вами уже говорили об институте власти Самого Бога и личных наших взаимоотношений с этой властью. Мы также говорили о том, что собой представляет власть в семье и власть семьи.
Сегодня мы будем говорить об институте власти в церкви. Действительно ли он существует? Каковы его границы? И что такое власть самой церкви в этом мире?
Часто мы не понимаем, почему не растёт наша вера. А Библия настаивает на возрастании нашей веры, говоря, что мы должны переходить «от веры в веру». Не из веры в веру, а ОТ веры в веру.
Чтобы вера наша возрастала, как у праотца нашего Авраама, нам нечто нужно. У него «делами вера достигла совершенства». И мы знаем, какой огромный след в истории человечества, благодаря своей вере, оставил этот благословенный человек.
Мы посещаем, нередко, годами церковь, и не можем понять, почему же не растёт наша вера. И, когда мы думаем, что она у нас уже достаточно крепка, порой самое маленькое искушение просто сбивает нас с ног.
Мы не в состоянии получить от Господа то или другое, потому что сфера наших взаимоотношений с Ним и средства наших взаимоотношений с Ним — это вера. Если она не в порядке – надежды тщетны.
Без веры Богу угодить невозможно. «Ибо надо, чтобы приходящий к Нему веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт».
И люди ищут. Они просят что-то у Бога, они молятся, а вот вера почему-то не растёт у них. А, значит, и ответа от Бога нет.
Вновь обращаю ваше внимание на текст из евангелия от Луки, очень ясно раскрывающий таинственную связь веры и власти. Правильное отношение к власти и заслужит от Христа столь высокой оценки, оценки великой веры.
«У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим» ЛУКИ 7: 2—10.
Одна из самых серьёзных, на мой взгляд, причин отсутствия роста веры — это неправильное отношение к институту власти, который установил Бог.
Я уж не говорю о том, что самой основной причиной является отсутствие общения со Словом Божьим. Потому что вера появляется от слушания.
Но ведь огромное число христиан читают Библию, а вера их почему-то не растёт. В чем здесь причина? А у них неправильное отношение к власти. И, если это не исправить, они так и не будут прогрессировать в росте веры.
Давайте вместе посмотрим на принцип Божьей власти, который Он установил для церкви и в самой церкви. Посмотрим так же, как это потом может работать через церковь для этого мира.
К сожалению, характерной чертой нашего времени является то, что церковь теряет свой авторитет в обществе.
Церковь уже вынуждена доказывать свою правду путём почти соревновательного характера, достаточно жёсткой конкуренции, если можно так выразиться.
В этом противостоянии церковь сможет выиграть тогда, когда сможет яснее выразить свое отношение к власти.
Каков же тот институт власти, установленный Богом, существует ли иерархия власти, какова она?
«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ЕФЕСЯНАМ 4:11—12.
Согласно Божьему откровению, существует определённый институт Богом установленной власти, у которого есть одна характерная черта — созидательный процесс.
Дело в том, что власть очень легко скомпрометировать в глазах людей. На это может поработать достаточно неплохо поставленная реклама сомнительного характера, да несколько анекдотов, запущенных центральным телевидением. Возможно, еще пара негодных статей в «жёлтой» прессе,— и этого достаточно.
Человек, которому всегда не нравилась власть, в том числе и Божья власть, очень легко перешагнёт границу и начнёт унижать власть. Это будет очень дорого для него стоить, но кто всерьез задумывается об этом?
Когда мы говорим о власти, то подразумеваем созидательные процессы. Если идёт процесс разрушения, то это либо не власть, а некое самозванство, либо что-то другое, за что рано или поздно на такое общество придёт Суд Божий.
Отличительной чертой Богом установленной власти являются созидательные процессы. Как мы прочитали в отношении церковного устройства: «для созидания Тела Христова». То есть, для созидания Церкви, чтобы она росла и изменялась в лучшую сторону.
Это может произойти только ввиду правильного понимания иерархии власти, утверждённой Богом во всей Вселенной. Об этом мы отчасти говорили в нашу первую с вами встречу, когда я говорил о власти Бога. И поэтому я сейчас только напомню некоторые тексты.
«И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ЕФЕСЯНАМ 1:22—23.
«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» КОЛОССЯНАМ 2:18—19.
«Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию» РИМЛЯНАМ 1:1.
Апостол Павел сразу ставит всё на свои места: «Иисус есть Господь», — то есть, Тот, Кто имеет полное и безусловное право владения личностью или вещью.
Иисус обладает абсолютной властью. Мы уже с вами об этом говорили.
Какое это имеет отношение к церкви, дорогие братья и сёстры, все добрые слушатели Евангелия Христова?
Церковь только тогда может выступать институтом, в котором ясно обозначена структура Божьей созидательной власти, помогающая обществу, помогающая отдельным людям, когда она правильно выстроила свои отношения с Богом.
Если церковь в своих взаимоотношениях с Богом пренебрегла принципом власти, это можно представить чем-то похожим на всадника без головы.
Возможно, такое церковное общество устроит свою внутрицерковную жизнь достаточно интересно, но это будет противоречить заповедям Божьим, порой выглядя весьма пародийно.
Церковь, попирающая власть, будет противоречить установленному Богом принципу для жизни всего общества. И таких церквей, видимо, достаточно много.
Это могут быть и «исторические» церкви. Сейчас модно так называть некоторые церкви. Это могут быть также современные и ультрасовременные церкви, которые пренебрегли Божьим принципом взаимоотношений.
Церковь сильна только тогда, когда взаимоотношения церкви в лице церковного руководства, в лице каждого отдельного служителя и каждого члена церкви, признают Богом установленную власть.
Если этого нет, тогда мы будем представлять собой достаточно жалкое церковное общество, которое проще назвать — «всадник без головы», потому что она не признаёт Христа своим главой.
Только, пожалуйста, не подумайте, что в таком обществе о Христе ничего не говорится. О, нет! Я подозреваю, что там много будут говорить о Христе, только без уважения, без любви и послушания этому Христу.
Ведь в Бога могут веровать даже бесы. Они даже трепещут! Дьявол тоже верует, что Бог существует. И он много о Боге говорит. Вот только как?!
Поэтому, в какой – то церкви могут много говорить о Боге, но без уважения, без послушания, без выражения любви. И тогда это больше будет походить на «жёлтую» прессу, которая тоже много о чём говорит. Все это достаточно отвратительно.
Итак, когда мы говорим об институте власти, установленной в церкви, то, прежде всего, должна прослеживаться иерархия власти. Если этого в церковной жизни нет, то церковь тогда будет представлять собой что-то более похожее на клуб по интересам.
Там будут тогда очень внимательно наблюдать за различными веяниями в современном мире. Там будут внимательно следить за модой, музыкой, за некоторыми политическими интригами.
Появилась, к примеру, новая музыка. И у нас будет! Появилась новая книга. И у нас будет. Появилось новое веяние в какой-то политической структуре, скажем, президент первый раз произнёс слово «толерантность», и тут же его подхватили и употребляют по назначению и не по назначению.
Почему? А потому что куда смотрим, то и видим. Если церковь на Христа смотрит, она Христа и увидит; а если на новые веяния, то вместо Христа будет как пена морская: всё время в движении, но без пользы.
Институт власти предполагает зависимость от Бога. Как только это устраняется, приходит безвластие, которое может заканчиваться беспределом, в том числе, и церковным.
Нам никуда не деть «грязные пятна» церковной истории. Неважно, были это католики, православные или протестанты.
Кто-то ведь должен отвечать за костры инквизиции. Кто-то должен отвечать за «охоту на ведьм». Кто-то должен отвечать за охоту на евреев.
Да, как это не печально, но это была самая настоящая охота! А ведь это творили верующие люди, или называющие себя верующими. Это молчаливо или открыто одобряла, а порой производила, сама церковная власть. И это омерзительно.
Итак, прежде всего, институт власти в церкви покоится на зависимости от Бога. Как только зависимость от Бога прекращается, церковь теряет свою власть.
И тогда она может добиваться власти только силой, становясь тоталитарной структурой и используя своё порочное влияние для порабощения людей.
Настоящей власти она так и достигнет. Бог отвергнет такую церковь. Ему не нужно это. Это чуждо Ему. Это «соль, потерявшая силу», которую «выбрасывают вон, на попрание людям». По миру уже много разбросано такой соли, потерявшей силу…
Подводя итог, можно сказать очень точно, что самое первое и самое важное,— это Иисус — Господь, Господин в лучшем смысле этого слова.
А теперь давайте вновь вернёмся к тому, что Господь утвердил для Церкви.
«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ЕФЕСЯНАМ 4:11—12.
«Для созидания Тела Христова» — вот для чего призвана служить власть в церкви. Яркой формой власти в церкви служит пасторство.
Пасторство должно служить для созидания Тела Христова, для совершенствования святых, для служения людям. Обращаю ваше внимание именно на вопрос служения. Это очень важная часть учения Христа: кто же и кому должен служить?
В принципе, весьма легко попасться на некий крючок, представляющий ложное понятие о пасторском назначении. Ещё дьявол искушал Христа, что всё отдаст Ему, если Тот, падши, поклонится ему (сатане). На что и получил достойный ответ.
Я иногда наблюдаю за некоторыми группами и даже церквями, и то, что порой вижу, мне напоминает слова басни: «кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку».
А теперь поставьте «пастор» и «церковь». Церковь хвалит пастора: и «ангелочек», и «нет никого круче и серьезнее»... А пастор взаимно... Это отвратительно в глазах Господа.
Господь однажды сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» В этом случае веровать невозможно. Это недостойно в глазах нашего Господа.
Итак, существуют определённые установленные Богом служения, которые объединяются и соответствуют тому, что богословие назвало институтом пасторства. «Он поставил одних пасторами...»
Дорогие мои, если опротестовывается то, что делает Бог, тогда опротестовывается и всё остальное.
Давайте вспомним историю молодого юноши Давида, помазанного на царство в Израиле. Он ещё не стал царём, но уже был определён на царство, по пророчеству от Господа.
Общество также его ещё царём не признало, в Израиле по-прежнему царствовал отвергнутый Богом царь Саул.
И вот на это время и приходится активное преследование со стороны царя Саула. Он постоянно преследовал Давида, полагая, что в нём все бедствия для его дома.
Дважды Господь предавал жизнь Саула в руки Давида. Военные соратники Давида говорили ему: «Вот тот день, о котором говорил Господь, когда ты можешь с врагом своим рассчитаться».
И дважды Давид реагировал достойным образом: «Не подниму руки на помазанника Господня».
Давид продолжал бегать от своего преследователя до тех пор, пока Бог Сам не произвёл окончательный суд над Саулом.
Итак, Богом установленная структура, относящаяся к системе власти, такова: «Бог поставил в церкви...» Дальнейшие дискуссии неуместны. Нам может это нравиться, а может и не нравиться. Наши симпатии и антипатии играют второстепенную роль, порою являясь даже опасными.
Вы знаете, нам может что-то нравиться или не нравиться в государстве, но если это имеет печать одобрения от Бога, печален исход того, кто возмутится против Богом установленного порядка.
Так и здесь. Если Бог установил принципиальную структуру власти в церкви, с ней необходимо не просто считаться, её необходимо признать и воздать за это Богу славу.
В чём может выразиться наше признание или непризнание власти? В чём может быть выражено наше неверное отношение к институту власти, Богом установленному в церкви? Или, наоборот, в чём может быть выражено правильное отношение? Нам стоит внимательно на это посмотреть.
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» 1 ПЕТРА 5:1—5.
Прошу всех пастора, всех руководители домашних групп, внимательно выслушайте это слово. Потому что если пастор сам не имеет правильного отношения к власти, тогда это беда для церкви.
Вы знаете, есть много людей, которые мечтают о венце славы. Я тоже мечтаю. Слушайте, это же хорошая возможность: «…когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы».
Я обращаюсь сейчас ко всем служащим, несущим официальное и неофициальное пасторское служение в той или другой форме: в церквях, в домашних группах, в учебных заведениях и т.д.
Бог настаивает на том, чтобы служители, несущие пасторское помазание, прежде всего, глубоко уважали Божьи принципы и надзирали за церковью Господней богоугодно.
Давайте постараемся вспомнить, как нам рисовали в сказках попа? Наша культура отличалась сказками, глумящимися над церковью, порой, к сожалению, справедливо.
К примеру, пришёл поп кого-то из прихожан посетить. И вышел: с одной стороны у него гусь подмышкой, с другой стороны — кусок колбасы свисает...
Очень часто поп представлялся в русской культуре как мздоимец. Я понимаю, что отчасти тут присутствует народное злословие, а отчасти это было справедливо подмечено.
Народная молва очень точно рисовала мздоимцев, которые пытались работать из-за гнусной корысти.
Библия передает нам эти два очень сильных слова, с ярко выраженной экспрессивной окраской, для определения недостойного пасторства: «гнусная корысть».
Как же Богу отвратительно смотреть, когда кто-то, пользуясь церковной властью, начинает пасти «стадо Господне из-за гнусной корысти».
Бог настаивает на том, чтобы отношение к власти самих пасторов было только таким: они должны выполнять волю Господню в церкви Господней богоугодно, доброохотно и без всякого намёка, даже в малой степени, на гнусную корысть.
Апостол Павел, подойдя к концу своей жизни, сказал: «Свидетельствую вам, я ни у кого ничего не взял».
Он ни у кого ничего не отнял. Не спекулировал, умышленно используя своё положение и власть в церкви в личных целях. Дорогие друзья, это очень много значит, — богоугодно пасти стадо Господне.
А теперь посмотрим на то, как должно выразиться отношение людей к институту власти в церкви: «Так же и младшие(младшие в иерархии церковной и младшие в церковном сообществе) повинуйтесь пасторам».
К моей собственной грусти, я знаю, что пасторство — это, вообще-то, опасная штука. Оно опасно уже тем, что вынужденно соприкасается с нечистотой непокорности, имеющей оккультные корни.
Когда я однажды был в Америке, мне сказали, что многие американские страховые компании не хотят даже страховать пасторов. Я поинтересовался, почему так, что они,— злодеи какие-то?
Да нет, говорят. Просто они в 45 лет выглядят как в 65. Работа у них такая. Они работают со многими людьми, которые не хотят повиноваться, у которых много всяких «а почему?», «а вот если» и т.д. А в конечном итоге: «Ну, ладно, пастор, пока. Я ещё подумаю некоторое время».
Сегодня много есть «думающих», которые слишком долго думали, и Господь тоже об их судьбе что-то подумал...
Существует иерархия, или принцип взаимоотношений: «младшие, повинуйтесь пастырям».
Дорогие мои, я понимаю, вы можете сказать что-то вроде этого: «О, Павел Иванович, ты это говоришь, потому что сам пастор». Может быть. Я признаю, что такое ваше мнение существует. Мне только это мнение не очень интересно. Я учу только тому, что написано в Библии.
И, если нечто написано в Библии, то наше благословение будет зависеть от исполнения написанного.
А что обо мне кто-то подумает, это уже не столь интересно. Я вышел из детских христианских «колготок», чтобы не зависеть от общественного мнения. Я хочу зависеть только оттого, что написано в Библии. Ибо это и только это для нас благословение.
Ещё некоторые тексты Священного Писания.
«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» 1 ТИМОФЕЮ 5:17.
Дорогие мои, я — пастор, я не боюсь читать это Слово Господне. «Достойно начальствующим, — эта фраза, опять же, из области структуры власти, — должно оказывать сугубую честь».
Только, пожалуйста, никоим образом не расцените мое отношение как претензию, это чуждо моему сознанию. Я просто хочу вас несколько задеть в отношении выполнения заповеди Божьей.
Как вы расцениваете это слово: «должно»? Ведь тем, кто достойно служит в Слове и в учении, ДОЛЖНО оказывать сугубую честь.
В чём это выражается? Я понимаю, что опошление института власти нередко перекидывается и на церковные структуры. Поэтому, порой о таких вещах сложно слушать.
Что это такое — «сугубая честь»? Что мы думаем о пасторах, как мы говорим о них?
Это никоим образом не культ личности, и пастора — это не полубоги. Это обычные люди, которые живут в таком же обществе, ездят на таком же транспорте, дышат такой же смесью газов с кислородом. Но Бог обозначил для церкви определенное отношение к ним.
От отношения к власти зависит рождение и процветание нашей веры.
Что же мы, все — таки думаем, как мы говорим? Может быть, «сугубая честь» выражена в том, что кто-то сплетни распространяет о пасторстве? Есть такие люди. Это тоже «сугубая честь», но со знаком минус. По ту сторону баррикады.
Кто-то, возможно, по — другому себе это представляет. Возможно, это должно выразиться кучей денег, что слагают перед пресвитерами, как я видел это в одной церкви.
Я бы просто не смог там стоять. Пожалуй, моей молитвой было бы: «Господи, вознеси меня раньше, чем мне это попытаются вручить или каким-то иным образом избавь душу от искушения». Я не воспитан так.
Вот важный вопрос, который должен поставить себе человек, читая слова Библии,— в чём должно быть выражено отношение к власти?
Должно оказывать сугубую, то есть, ярко выраженную, отличную от чести другим людям, честь: словами, мыслями, помощью. Я благодарен Богу, что Он позволил мне работать со многими из вас. И я знаю, насколько много и уважения, и любви, и внимания, и добрых слов от вас приходится услышать мне и моей семье.
Я побуждаю, чтобы это слово стало больше утверждаться в нашей жизни. От этого растёт наша вера.
Дорогие друзья, время от времени вы слышите некую жёсткую строгость в моих речах. Это не потому, что мне это нравится, или это отличительная черта кого-то из других пасторов. Нет и нет!
Библия утверждает, что мы, время от времени, нуждаемся в строгости. Мы нуждаемся в этом, чтобы нам придти в порядок, отрезвиться в том или в другом.
И поэтому апостол Павел советует Титу, одному из пресвитеров ранней церкви: «Говори, увещевай, обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя».
Механизм у дьявола очень простой: он закладывает неуважение к личности, а оно тут же проецируется на всю систему власти. Результат также очень легко прогнозируемый: общество в этом случае развращается.
Сначала формируется неуважительное отношение к личности, а затем оно очень быстро проецируется на институт структуры власти, которую представляет эта личность. Этот же механизм действует и для семьи, и для государства, и для церкви.
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» ЕВРЕЯМ 13:17.
Этим апостольским словом я хочу побудить вас к молитве о пасторах.
Посмотрите, очень яркая картина взаимосвязи в обществе Господнем. Если служитель свершает свое пасторство без радости, потому что его что-то тяготит или ему мучительно вспоминать о какой-то личности, которая более на бодливую овцу походит, тогда Божье Слово предупреждает, что это «неполезно для нас».
Дорогие христиане, молитесь о служителях как можно больше. Потому что, если какой-то служитель несколько раз вздохнёт, имея право на вздох, это будет очень неполезно для общества.
Итак, существует определённое равновесие: с одной стороны, Бог настаивает, чтобы пасторство делало свою работу достойнейшим образом, потому что они за это будут давать отчёт. С пасторов будет спрошено согласно поставленной перед ними задаче. Естественно, кому много дано, с того много и спросится. Это слова Христа.
С другой стороны, Бог настаивает на сугубой чести для этих пасторов, чтобы жизнь и служение этих людей были, всё-таки, не в воздыхании, а в радости. Иначе это очень и очень неполезно для общества.
Давайте посмотрим на то, как происходит утверждение власти церкви в этом мире? Если Христу «дана всякая власть на небе и на земле», как это утверждает евангелист Матфей, то определенная часть этой власти дана и для церкви, которая есть Тело Его.
В каких сферах направляется тогда власть церкви?
Церковная, да и светская, история даёт нам знать о том, что церковь весьма нередко неправильно применяла власть или вторгалась в те сферы, которые ей не были поручены.
http://www.filadelfia.ru