Вера и власть
Дорогие читатели нашего сайта, в моём сердце есть доброе желание предложить вашему размышлению одну очень интересную тему: «Вера и власть». Речь пойдет о какой-то таинственной взаимосвязи между нашим представлением и отношением к власти, и силой нашей веры, приносящей ощутимые плоды во всей нашей жизни. В процессе нашего скромного исследования, мы коснемся вопросов власти Бога, власти в семье и семьи, власти в церкви и церкви, а также власти в государстве и государства.
Сегодня мы будем говорить о власти Бога в этом мире. Действительно ли Он обладает верховной властью? Действительно ли эта власть признана нами? Какова, собственно, власть Бога в нашей жизни? Итак, вера, сопряжённая с властью:
«У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим» ЛУКИ 7: 2—10.
В этом коротком эпизоде нам представлена особая грань тайны веры. Спросите любого христианина, и он ответит, что вера появляется от слушания слов Господних. Но почему она у одних возрастает почти стремительно, а у других «буксует»? А если растёт, то как-то скачкообразно, ломаной линией, с периодическими падениями то в пьянство, то в блуд, то снова «на иглу подсел»... Но ведь он — верующий человек!.. Почему у одних вера всё-таки растёт, хоть и не без шероховатостей, а у других порой даже деградирует? С чем это связано? Ответ мы можем найти вот в этом приведенном выше тексте евангелия от Луки.
Всё дело в отношении к власти. Почему-то Господь Иисус удивился тому, что сказал сотник. А он сказал очень просто: «Не надо Тебе заходить ко мне. Зачем? Вот я — человек, подвластный своему императору, своему военачальнику, но и у меня есть в подчинении сотня солдат. Понимая принцип власти, я подчиняюсь своему начальнику, а они подчиняются мне. Я и не пытаюсь контролировать всё до мелочей сам, но отдаю приказ словами, и они выполняют».
Дорогие, он понимал, что у Христа такой же принцип: Он подчинён Своему Отцу, но и у Него в руках и в устах есть нечто — Слово. Сотник говорит: «Ты скажи только Слово, этого будет достаточно». Вы обратили внимание, как Иисус оценил его веру? — «И в Иерусалиме Я не нашёл такой веры». Но сотник ведь не говорил о вере! Он говорил только об отношении к власти, к принципу власти, к закону власти, который утверждён Богом по всей Вселенной. Иисус охарактеризовал веру сотника как очень высокую веру, сравнив с благословлённым Им Израилем, где Он такой веры не нашёл. Читая Евангелие, мы без труда вспомним, сколько чудес сотворил Иисус в Израиле, чтобы нам стало ясно, что речь идет не о каких-то маловерных людях. Израильтяне были верующими людьми, но до такой высоты веры, как у сотника, они не дотянули.
Дорогие мои, всё дело в том, что мы, к сожалению, в принципе, мятежные люди. Проблема с этим усугубляется еще и тем, что за многие годы правления коммунистов в России, произошло откровенное опошление института власти. В основе этого опошления лежал исторический факт незаконности присвоения власти большевиками через мятеж и революцию. В дальнейшем, эта дискредитация власти переросла в тайное глумливое пренебрежение властью, утверждавшей свой авторитет через страх наказания. Это весьма драматично
И даже тогда, когда мы стали христианами, мы не торопимся расстаться с мятежностью. Пока слова Библии и проповедей пастора не задевают нас, у нас очень «правильная вера», но как только «против шерсти погладили», мятежность сразу поднимает свою голову! А если ещё и «за вихор потрепали», ой! что тут будет! «Вся шерсть дыбом поднимется», а пастор врагом «высветится» в закулисном разговоре... Почему? А потому, что нам что-то нравится, плоть «пыхтит»! Сущность её, плоти, такова. Вот почему есть много христиан, которые духовно, в вере, так и не растут. И в церковь ходят, и веруют, вроде, и даже служить пытаются, но вера их вызывает, мягко говоря, удивление и сожаление.
Давайте вместе посмотрим на власть Бога в нашей жизни, потому что это таинственным образом связано с нашей верой.
ПРИЗНАНИЕ ВЛАСТИ БОГА В НАШЕЙ ЖИЗНИ, ВЛАСТИ БОГА В ТВОРЕНИИ, В ЦЕРКВИ, В СЕМЬЕ И В ГОСУДАРСТВЕ КАКИМ-ТО ТАИНСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ВЕДЁТ НАС К ВЗРОСЛЕНИЮ В ВЕРЕ. Это очень важно.
Большинство из нас признаёт, как доктрину, что Бог обладает верховной властью. Да, доктринально признаём. Но я не уверен, что большая часть христиан принимает это в расчёт.
Вряд ли мы найдём христианина, который осмелится сделать заявление о том, что Бог не всё может, или захочет посостязаться с Ним в могуществе. Конечно, глупость порой терзает человеческий разум, но не до такой же степени! Не найдём мы христианина, который всерьёз попытался бы бросить вызов Богу. Доктринально люди признают власть Бога. А вот как в практике жизни?
Власть-то ведь всегда требует от нас кое-что. Безусловно, взамен она нам кое-что и даёт: оберегает нас, заботится о нас, питает нас. Но и что-то она однозначно от нас будет требовать. На то она и власть.
У родителей есть власть. У государства есть власть. Безусловно, у Бога самая великая власть.
Давайте вспомним пророка Иону, который пошёл против воли Бога. И, как результат, стал небезопасен для общества!..
Ради нас, ввиду непослушания, Бог будет готов даже бурю поднять, и при этом, возможно, пострадают окружающие люди. Вы, пытающиеся убегать от Бога, помните: вы становитесь небезопасны для окружающего общества!
Любой христианин слышал историю о страдающем Иове. Хороший, благочестивый человек, которым даже Бог хвалился. Но однажды Бог преподал ему очень серьезный урок, сопряженный со страданием. Иов, правда, не знал, что это Бог им занимается. Помните, как Иов начал спорил с Богом, пытался даже вызвать Бога на суд. Завёл против Бога «судебное дело»!.. «Ах, если бы я только до Тебя добрался, я бы всё Тебе рассказал!» — восклицал Иов. И, предполагал Иов, Бог бы тогда извинился, что не доглядел... Но Бог преподал ему очень серьёзный урок:
«И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» ИОВ 42 : 1—6.
Мы не можем заподозрить Иова в неправедной жизни, Бог Сам отметил, как светла была эта жизнь. Проблема Иова была в том, что он не до конца разумел смысл власти. Потому Бог, усмотревши это в нём, и преподал ему добрый урок. И когда этот урок закончился, Иов признал: «Господи, я ничего не разумел». Послушайте, Иов сказал сам о себе, что он «произносил слова без смысла»! Это было до тех пор, пока он, наконец-то, не узнал один великий закон, на котором стоит Вселенная: БОГ ОБЛАДАЕТ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТЬЮ. Намерения Его не могут быть остановлены:
«Знаю, что Ты ВСЁ можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено».
Дорогие мои, Бог обладает верховной властью. Он обладал этой властью, когда творил. Он обладал этой верховной властью над судьбой Израиля. Он обладал этой верховной властью на протяжении всей истории человечества. И никоим образом Он не изменился! Он реально обладает верховной властью. Всякая иная власть, которая пытается каким-то образом воинствовать против Него, после этого уже не может называться властью.
Есть только одна Власть. Всё остальное, что противостоит этому, как бы оно не именовалось в этом мире, называется «мятежом против Богом установленной власти, Его власти». Поэтому, чем мятежнее человек, тем труднее ему придти к Богу.
Вспомните, «блаженны милостивые и миротворцы». Миротворец не может быть мятежником, иначе бы он не творил мир. За то, что он творит мир, он блажен, он имеет благо от Бога. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Миротворец будет назван сыном Божьим. И помилован миротворец будет гораздо быстрее, потому что ему не надо проходить мучительный путь разбирательства со своей мятежностью. Осмыслите, друзья, ведь мы все хотим для себя блага, то есть, благополучия во всём.
Возьмите, к примеру, поколение 60-х годов, особенно в Америке. Поколение «хиппи» — поколение мятежников. При этом вина многих церквей, не сумевших принести мир и удовлетворение многим людям, никоим образом не должна замалчиваться.
Весь земной шар бурлил в 60-е годы. Африка! 60-е годы названы годом Африки. Почти 40 войн произошло в эти годы в Африке. Мятежи, перевороты. Поколение 60-х годов — это поколение мятежников. Когда «хиппи» и многие другие выросли и заняли высокие посты в государственных структурах власти, мир мощно начал бурлить от мятежности. И речь идет о различной форме мятежности: политической, экономической, финансовой. Все просто: к власти пришло поколение мятежников.
Что мы видим на сегодня? Заботу об обществе? Да вы что! Мы видим почти демоническое уничтожение общества явленное различными формами пренебрежения человека. Почему так? Потому что к различным уровням власти пришли мятежники.
Итак, Бог обладает верховной властью. И на это нам стоит обратить самое пристальное внимание. Но, возможно, мы скажем: «Да, это так. Но ведь Он – Бог, кто же Ему что-то скажет!?» В таком случае, давайте посмотрим на Иисуса, Который был явлен на земле не только как Бог, но и как Сын Человеческий. Он прожил жизнь как Бог и как Человек. Удивительным образом всё это было в Нём слито. И, завершая Свой жизненный путь, Он говорит: «… дана Мне всякая власть на небе и на земле». И что из этого следует? «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам... Кто будет веровать и креститься, спасён будет. Кто не будет веровать, осуждён будет».
Но почему перед тем, как говорить о торжестве веры или об осуждении ввиду отказа от веры, вначале Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле»? Он что, без этого утверждения не мог послать Своих учеников в мир? Разве Его посланничество от этого стало бы менее могущественным? Безусловно, нет. Но Он утвердил это: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле, поэтому идите и проповедуйте Евангелие всем людям».
Дорогие почитатели Евангелия Христова, мы имеем дело с Богом, Который обладает не декларированной властью, а реальной властью в этом мире. И если Он по какой-то причине сейчас что-то не производит, как нам этого хотелось бы, это продиктовано только одним: Он долготерпит людей, не желая, чтобы кто-либо из них погиб, но «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Он любит людей, потому и долготерпит.
Все мы сталкиваемся с удивительной возможностью в процессе жизни: признать власть Бога в своей жизни или же отвергнуть. Как мы можем это сделать? И в Ветхом и Новом Заветах есть два очень ярких эпизода, два ярких события, которые очень мощно иллюстрируют торжество власти Бога. Почему-то об этом не всегда помнят.
В Ветхом Завете это была яркая демонстрация, представленная Богом в 10 заповедях (ИСХОД 20). Помните, с чего начиналось обращение Бога к человечеству? Что звучало самым первым в перечне заповедей? «Я — Господь». О, если б мы это слышали как древние евреи! Альтернативы просто нет! Это мощное утверждение власти Бога: «Я — Господь!» Всё! дальше можно было бы и не говорить. Бог, я думаю, уж ради немощи человеческой продолжил речь: «Да не будет у тебя иных богов! Не сотвори себе кумира. Не сделай никакого изображения. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Если мы объединим все эти первые четыре заповеди, мы обнаружим, что характерная черта этих заповедей — безоговорочное признание власти и авторитета Бога.
Отчего происходят в жизни людей проблемы? А потому что люди не признают Его власть. Они начинают редактировать заповеди Господни. Занятие, безусловно, более, чем неблагодарное. Они начинают делать вид, что Бог не всё знает. И начинается глупая перебранка в сердце: «Ну и что если в Библии записано? Сколько времени утекло, сейчас времена другие, и вообще у меня обстоятельства особые...»
Дорогие, Бог — это серьёзно! Вспомните, когда евреи столкнулись во время странствий по пустыне с одним Божьим судом над двумя сыновьями Аарона, Надавом и Авиудом. Они были священниками. Они знали о ясной заповеди Господней: не вносить чуждый огонь в Святилище. Предписания о порядке богослужения были ясно даны Самим Богом через Моисея. Но что-то взбудоражило умы этих молодых людей, возможно, алкоголь, и они решили во внеурочное время посетить Господа. И в кадильницу насыпали не то, что положено. И пошли «в гости» к Богу... Пал огонь с неба и сжёг обоих! Но ведь над ними был совершён обряд посвящения в священники! Да. Тем не менее, они подверглись Божьему суду за неповиновение его ясной заповеди.
Бог говорил Моисею: «В приближающихся ко Мне освящусь, и пред всеми прославлюсь». Святость — это огонь, в котором всякая нечистота неизбежно сгорает.
Можем ли мы всерьёз надеяться, что, если мы придя на приём к мэру города, при этом ведя себя по-хамски, то он будет заниматься нашим вопросом? Нет, разумеется.
А с Богом дело обстоит ещё более серьезно. Он на самом верху власти.
Начинаются 10 заповедей с утверждения власти и авторитета Бога.
Зачастую, при слове «власть» (в пределах человеческих) у нас в разуме вырисовываются какие-то опошлённые картинки, десятки лет вбиваемые в наш разум: презрительные анекдоты про власть имущих, непристойные выражения, типа «мент» и т.д.
Масса всякого рода оскорбительных выражений начала развращать умы людей в понимании принципа и закона власти, утверждённых Богом для всего человечества. Поэтому при слове «власть» перед нами вырисовывается какой-то пузатый помещик с наглым видом и бедный крестьянин, стоящий на одной ноге на клочке земли. Что поделаешь, нам вдолбили этот стереотип, преподнося как настоящую историю, развращая этим умы людей. Результат? Наша страна 70 лет «хлебала полной ложкой» светлое будущее за нарушение принципа власти, установленного и в отношении Бога, и в отношении государства.
Глумятся и поныне, спору нет.
Когда мы говорим о власти Бога, и вообще о власти, то само слово «власть» имеет огромное положительное значение. Это утверждение порядка Бога для всего мира. В этом порядке мы получаем защиту, охрану, обеспечение, всё необходимое для жизни и благочестия, как говорит Библия.
НАРУШЕНИЕ МЕХАНИЗМА ВЛАСТИ ВЕДЁТ К ПОТЕРЕ ВЕРЫ!
«И в Израиле не нашёл Я такой веры»,— сказал Иисус, когда столкнулся с отношением римского офицера к механизму и закону власти.
Давайте посмотрим теперь в Новом Завете. Это известная всем нам молитва «Отче наш, сущий на небесах». Если бы мы были древними евреями, мы бы понимали их трепет при слове «сущий», то есть, вечно существующий. «Я есмь, или Иегова (ЙХВХ)» — утверждение вечности, уникальности, самодостаточности. Только, пожалуйста, не путайте с ложными идеями «иеговистов», ничего общего с христианством не имеющих. Слово-то у них из Библии взято, но смысл вложен совсем не библейский.
«Отче наш, сущий…» Каким священным трепетом наполнялись сердца евреев, когда они слышали слова: «Я есмь Сущий». Евреи даже боялись произносить это Имя. Это был священный трепет.
А что мы видим ныне в отношении имени Господа? Праздное упоминание Его имени, даже грязные анекдоты.
«Отче наш, сущий на небесах, да святится имя ТВОЁ, да придёт царствие ТВОЁ, да будет воля ТВОЯ…» И надо ведь ещё, чтоб его царство и Его воля утвердились не где-то только в небесах, а в нас. Чтобы Его воля стала приемлемой для нас, живущих на земле.
И только потом наши с вами интересы.
Точно так были устроены, как говорят исследователи, скрижали Моисеевы. На одной стороне скрижалей были заповеди взаимоотношений с Богом, на другой скрижали были заповеди взаимоотношений с ближними.
Признание власти Бога и торжество этой власти в нас самих и даёт нам защиту и охрану.
Я вспоминаю когда я служил в армии, правда, будучи грешником. Вы знаете, я понял, находясь в армии, что власть — это хорошо. Чем? А не надо ни о чём думать. Ты на полном обеспечении, обо всём позаботятся старшие по званию. Утром вместо будильника прибежит старшина: «Подъём!» Три раза в день накормят, готовить не надо. Два раза в год новую одежду и обувь выдадут. Мне скажут, когда спать лечь, когда встать, когда поесть и т.д. Власть позаботится. Хорошо жить, когда о тебе заботятся.
Когда я признал власть Бога, я сказал: «Господи, это же так хорошо, что я — Твой раб. Это значит, что я не ответственен за себя. Это Ты за меня ответственный: что мне есть, что пить, во что одеться, во что обуться, как мне жить и т.д. У меня есть Господин! Раб сам за себя отвечает». Для нас очень важно, размышляя о власти Бога, привести значение слова Господь, донесенное нам греками. Это слово означает того, «кто имеет полное и безусловное право владения личностью или вещью». Кажется, многие люди, произносящие это слово в молитве, или употребляющие его в песнях, не очень понимают серьезности ситуации.
Некоторые считают, что «раб» — это нечто страшное. У этого слова есть два значения. «Раб Иисуса» — это не то же самое, что негр на плантациях. В русском языке есть одно слово «раб», а в греческом языке, на котором написан Новый Завет, два разных слова, и значение у этих слов совсем разные. «Доулос»=«раб Иисуса»,»— слово с очень хорошим оттенком. Им называли далеко не всех людей, нужно было заслужить, чтоб тебя так назвали. Да и в «доулосы» шли добровольно, чтобы быть на полном обеспечении у хозяина. Знаком отличия от остальных была серьга в ухе. «Доулос» становился членом семьи хозяина и при отсутствии детей у хозяина становился его наследником. Греческий язык в то время был общепринятым, как сейчас английский, поэтому никто слова «доулос» не пугался.
Вернёмся к молитве «Отче наш». Она так же начинается с утверждения власти Бога. Молитва начинается с утверждения уважения к Богу. Он — Господин, а служащие Ему добровольно, то есть, надеюсь, мы с вами,— «доулос».
Отчего происходят ссоры, конфликты, скандалы? От того ли, что люди уважают друг друга? Совсем наоборот, они просто перестали уважать друг друга. Именно поэтому они позволяют себе оскорбительные слова или дерзкие поступки в чей-то адрес.
Венчая молодожёнов, знакомый мне пастор произнёс: «Когда заканчивается любовь между супругами, тогда вступает в силу закон». Что это он говорит? — подумал я. Но, поразмыслив, понял, что он от мудрости это сказал. Когда заканчивается любовь, тогда вступает в силу закон, который неизбежно накажет любую дерзость и хамство в отношении брачного партнёра. Вопрос этого наказания, только вопрос времени.
Итак, есть таинственная связь между признанием закона и механизма власти, установленных Богом, и ростом нашей веры. Не признающий власть не может расти в вере.
Да, он будет верующим, получит спасение от ада. Хотелось бы, во всяком случае, чтобы получил. Но, скорей всего, спасётся «как бы из огня», то есть, путём Божьих судов. Но вот расти и преуспевать в вере ему не удастся.
Дорогие, давайте молиться о том, чтобы нам полностью, целиком усвоить этот урок о власти Бога. Ведь если каждый это поймёт, сколь многое может измениться в нашем обществе! Сколь много руководителей перестали бы вздыхать, и сколь много подчинённых смогли бы видеть в своём руководителе что-то доброе. Сколь серьёзные изменения произошли бы в семьях. Сколь многое изменилось бы в церкви. И, конечно, в наших отношениях с Богом.
Старший пастор церкви «Филадельфия»
П. И. Желноваков г. г. Ижевск