Слово к церкви. Бодрствуйте и молитесь
В свете ужасающих событий, произошедших в Беслане, мы все, наверное, отметили для себя одну интересную деталь,- все мы можем оказаться в любое мгновение незащищёнными
В свете ужасающих событий, произошедших в Беслане, мы все, наверное, отметили для себя одну интересную деталь,— все мы можем оказаться в любое мгновение незащищёнными.
Мы ничем не лучше людей, живущих в Беслане. Мы также ничем не лучше тех людей, что подверглись бессмысленной жестокости в нашей стране или за границей.
И то, что Бог нас, в Ижевске, хранит и милует, должно нас побудить только к одному: молиться, благословлять, занять какую-то здравую христианскую и гражданскую позицию, чтобы не позволить безумству развиваться здесь, на этой земле.
Самое простое и самое негодное, что люди могут сделать, это равнодушно смотреть на то, что происходит вокруг. Равнодушно смотреть на то, как какой-то маленький мальчишка дерзит человеку старше его или матерится в транспорте. Или в возрасте десяти лет, он даже не пошевелится, чтобы уступить место в транспорте человеку преклонного возраста.
Мы должны занять вполне определённую позицию, не позволяя всему этому развиваться. Ведь любое безумство не появляется во мгновение времени. Оно какое-то время растёт. Кто-то «взращивает» в себе это безумство. А кто-то молчаливо проходит мимо творящегося безобразия, тем самым, помогая всему этому взращиваться.
Для нас очень важно вновь и вновь давать оценку тому, что происходит вокруг нас. Иначе мы не сможем правильно реагировать на происходящее и какие выводы делать, глядя на всё это.
«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого» (Лк.21:33—36).
«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2Петр.3:10—12, 14).
Уважаемые братья и сёстры и все добрые слушатели Евангелия Христа, мы можем по-разному отнестись к тому, о чём предупреждает Господь Иисус и Его апостол. Вот только проигнорировать это нельзя. Самое глупое, что может сделать человек — просто равнодушно отнестись к тому, о чём предупреждал Иисус.
Однажды Господь Иисус, обращаясь к ангелу Лаодикийской церкви, произнес: «Ты не холоден и не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тёпл,— то есть, ты равнодушен,— то извергну тебя из уст Моих».
Господь Иисус сказал, что может исчезнуть всё. Всё может по какой-то причине состояться или не состояться. Но вот то, что сказал Он Сам, состоится точно. Небо и земля исчезнут, но слова Божии не исчезнут. И нам важно об этом помнить.
Одна из проблем современных людей, неважно, протестанты они, католики, православные ли, или люди, которые не верят ни во что, веря в себя или в бред какой-то, — это равнодушие, которое рождается от слепоты ума. Если человек не задумывается над тем, что происходит вокруг него, не даёт оценки происходящему, то тогда ему будет «на всё наплевать».
Более того, дьявол ведь, к сожалению, бодрствует, как никто другой. И, как только человек начинает задумываться о том, что происходит в мире, чтобы занять определённую жизненную позицию, ему сразу же предлагается возможность расслабиться: выпить ли, сходить ли куда-то неизвестно за чем и для чего… Ему предлагается возможность бездумно расслабиться, чтобы он ни о чём не думал.
Полагаю, вы помните известную картину не менее известного художника «Сон разума рождает чудовищ». Как только наш разум начинает спать, не давая оценки тому, что происходит вокруг, у него медленно начинаются в голове гнездиться различного рода чудовища. Сегодня окружающий нас мир буквально «перекармливает» людей всем, чем угодно с одной лишь целью,— люди, не думайте о Боге и о Его правде. Не задумывайтесь над словами Господними. Не думайте о том, что произойдёт в завершении жизненного пути.
Есть хорошая книга грузинского издательства, выпуска 1961года, кажется. Называется она «Балавариани, или мудрость Балавара». Я не знаю, как цензура пропустила её в то советское время, но как-то пропустили.
В ней визирь, воспитывая грузинского принца в христианских традициях, рассказывает ему одну просто замечательную притчу: человек, спасаясь от какого-то ужасного чудища, упал в пропасть. Падая, он зацепился за ветки дерева и повис на них. Когда он присмотрелся, то заметил, что висит на дереве, корни которого медленно подгрызают две мыши, белая и чёрная.
Он посмотрел на то место, где опирались его ноги, а там из норы выползают четыре ужасных змеи, которые вот-вот его ужалят,— и на этом всё закончится... Но в это время он замечает капельку мёда, которая где-то рядом с ним, и, забывая обо всём, тянется к этой капельке, чтобы её обязательно сорвать.
Мудрец обращается к принцу со словами: «Скажи, принц, думаешь ли ты, что этот человек разумен?»
Затем мудрец объясняет, что это означает в нашей жизни. Когда человек убегает от судьбы, возможно от самого себя, он, в этом побеге, забывает обо всём, идя на всевозможные ухищрения и крайние ошибки. Неизбежно, это заканчивается падением.
Дерево, на котором он повис, представляет собой человеческую жизнь. Две мыши, грызущие корни этого дерева, это день и ночь, которые медленно, но верно укорачивают человеческую жизнь. Четыре змеи, как объяснил мудрец, это четыре элемента, на которые распадается человеческое тело.
И вдруг он видит капельку мёда – капельку мирского наслаждения, маленькую капельку! И забывает о том, что ему грозит ужасная участь! Потому что внизу его падения ожидает дракон, который наблюдает, когда же это дерево будет окончательно подгрызено, и человек тот упадёт прямо ему в пасть. Это и есть его вечная будущность – ад!
Люди за капельку грешных наслаждений, не давая оценки тому, что происходит в их судьбе, готовы, забывая обо всём, броситься в омут дерзкого противостояния Богу. Характерная черта нашего современного времени — это неспособность, а, возможно, нежелание, дать отчёт тому, что происходит вокруг и в будущем.
Самое трагичное, уважаемые слушатели, в том, что пройдёт, ну, самое большее месяц, и о Беслане забудут. Просто забудут. Новые какие-то проблемы, наши увлечения, заботы житейские, купить-продать надо,— начисто выметут из сознания людей даже всякое воспоминание об этой трагедии.
Сработает порочный защитный механизм в нашем сознании — забывать о том, чтобы бодрствовать и трезвиться, особенно ввиду того, что что-то серьезное происходит вокруг.
Господь настоятельно предлагает всем, христианам и нехристианам, верующим неверующим, несколько уроков ожидания, на которые нам просто необходимо обратить внимание. Потому что иначе мы можем проиграть гораздо больше, чем даже можем себе это представить. Финал этого проигрыша страшен. Потому что вечная участь необратима. Либо мы можем выиграть. И тогда выигрыш будет невероятно велик — вечность с Господом в том месте, которое называется Святые Небеса, или Рай вечный.
Дорогие мои, что за стратегию употребляет дьявол, чтобы обмануть людей и не позволить им задуматься над словами Христа?
Господь сказал, что если даже небо и земля исчезнут, это не может коснуться слов Божьих. Они сбудутся. Что же нам, в этом случае, важно знать?- «Смотрите же за собою»! Кому из нас свойственно внимательно смотреть за собою?
Речь здесь, безусловно, идёт не о гигиене. Хотя гигиена христианам тоже нужна. Естественно, человек, который забыл или не нашёл нужным почистить зубы и принять душ, неприятен в любом обществе. Разве что по большому терпению его некоторое время выдержат. Но всё это крайне неприлично, особенно христианам.
Нам гораздо важнее внимательно следить за своим внутренним состоянием, сравнивать свою внутреннюю жизнь с библейскими принципами, неизбежно работающими в нашей судьбе.
Заканчивается день, кто из нас внимательно даёт оценку этому прожитому дню? Что мы видели, что мы слышали, на что мы обратили внимание, мимо чего мы прошли, в чём мы проиграли, а в чём выиграли? Господь Иисус ясно утверждает светлую истину безопасности: «Наблюдайте за собою»! Очень внимательно наблюдайте за собою, когда мы что-то говорим, думаем, делаем, что-то предпринимаем.
Что же должно стать объектом нашего пристального внимания? Что не должно, однозначно, существовать в жизни человека? «Чтобы ваши сердца не отягчались,— то есть, не перегружались,— пьянством и объедением…»
У большинства в этом зале проблем с этим нет, мы достаточно стройны. Государственные чиновники в нашей России любезно позаботилось о том, чтобы мы были стройными. Нам предлагается много работать, но при этом не так много получать. Мы вынуждены часто ездить на наши садоогороды, по пути туда и обратно максимально получая «массаж» в транспорте, чтобы стройность нас не покидала.
Поэтому об «объедении» большинство из нас печалиться не будет. Второе же напоминание более серьезно, рождая массу проблем и бед. Речь идет о тех людях, которые не расстались со своей дружбой с «зелёным змеем». Когда-то он в такой, дружественно настроенной голове, «гнездо совьёт», а потом и откусит половину головы, в прямом и переносном смысле слова. Но огрызок даже в рекламе: «не в авторитете». Когда половина мозгов отсутствует, тогда уж не обессудьте, что вы представляете в духовном мире какой-то непривлекательный огрызок.
Бог же хочет восстановить вашу жизнь. Он Бог цельности, а не бесформенного песка, не дающего никакого основания для жизни и победы. Поэтому подумайте в отношении спиртного, как к нему относиться.
Но самый большой бич современного поколения, в том числе и многих христиан, все же не пьянство, а заботы житейские. Слушайте, это почти красиво звучит! Слово-то какое хорошее,— «заботы житейские». Это весьма надежно зарекомендовавшая себя демоническая программа.
Дорогие мои, кто из вас свободен от житейских забот? Или кто из вас хотя бы иногда, оказался побеждён заботами житейскими? Возможно, что они нас всех уже реально «достали», чтобы признать то, что нам нужна свобода! Христос утверждает: «Наблюдайте за собою»! Вы думаете, что я вам предложу какой-то супервариант освобождения? Дорогие мои, нет суперпрограммы освобождения. Есть ежедневный, порой весьма тяжелый, труд наблюдения за собою.
Ни одна забота не сваливается на нас сразу каким-то полутонным грузом. Она вначале сваливается на нас двухсотграммовым грузом. И вот когда мы за собой не наблюдаем, тогда «имеющему будет дано и приумножится», только этот принцип сработает в негативную сторону. Я употребил эти слова Христа только с одной целью: обозначить ту грань, когда люди «притягивают» к себе что-то недоброе. Потому что они не хотят освободиться. И к ним тогда это недоброе ещё в большей степени придет.
Если только человек не освободился от этой заботы, завтра на него три, восемь, сорок килограмм забот ляжет. Он не высвободится от них! Потому что библейский принцип высвобождения выражен просто: «наблюдайте за собою». Сегодня самое печальное явление, дорогие братья и сёстры, это то, что заботы житейские захватывают людей.
Я знаю многих людей, которые имеют реальную возможность посещать библейские занятия в церкви. Но они не посещают. И я, ну никак, не поверю, что они духовно уж очень образованны. И, смею уверить, триста двадцать три причины найдутся, почему они не пришли.
Мы стали часто молиться: «Господь, дай нам благословения на этой земле, чтобы нас не постигло что-то, даже в малой степени, похожее на Беслан!» Но при этом мы можем не прийти на собрание. А если спросить у человека: «Почему же ты не пришёл? Это ведь касается жизни нас и наших детей, жизни общества, в котором мы живём», то мы выслушаем немало трогательных объяснений частых отсутствий. И такое ощущение у тебя после этих объяснений останется, что ты даже виноватым себя почувствуешь,— такого хорошего человека спросил... У него так много, оказывается, забот!
«Наблюдайте за собою, чтобы сердца ваши не отягчались… заботами житейскими».
Есть в нечистом мире своеобразное «министерство трудоустройства», как я его порой называю. И вот кто попал в список к «министру» по этому трудоустройству, тот не будет иметь спокойствия во всей своей жизни. Дьявол всегда найдёт, что человеку делать. Он — великий специалист по трудоустройству, он всегда найдёт, чем человеку заняться, конечно, вне воли Божьей.
Человек, который встал на эту скользкую дорогу забот житейских — будет раздавлен. Он не увидит Божьи предостережения. Он не услышит Божьи слова, которыми Господь хочет его предостеречь. Потому что дальше Иисус говорит: «Бодрствуйте и молитесь, да окажетесь людьми способными избежать всех этих бедствий, которые придут на род человеческий».
«Если бы знал хозяин дома,— сказал однажды Христос,— когда придёт вор подкопать его дом, тогда он, точно бы, не спал». Но в силу того, что он не знает, он спокойно спит! А когда просыпается, много чего не досчитывается. Это обычная жизненная ситуация.
Мы сегодня говорим о нравственном климате в нашем обществе и о нашем внутреннем состоянии. Мы говорим о ситуации в браках, потому что многие семьи сегодня крайне нуждаются в совете и в исправлении.
Порой мне говорят: «Пастор, почему ты об этой проблеме браков не говоришь?» Помилуйте, две среды подряд я говорил о семье и браке. И самые проблематичные семьи, в которых ситуация просто «криком кричит», так и не пришли! Почему? А у них забот много...
Наблюдайте за собою, чтобы сердца ваши не оказались отягчены заботами, чтобы этот день или какая-то трагедия; домашняя ли, семейная, политическая, экономическая или какая иная, не застала вас внезапно.
Потому что «небо и земля прейдут, но слова Божьи не прейдут». Всё, о чём Бог предупредил, неизбежно придёт. Придет не потому, что Он так хочет, а потому что таковы законы движения. Люди, которые беспечно живут в этом мире, они окажутся, рано или поздно, лёгкой добычей всякого безумия, в том числе, и террористического.
Когда Священное Писание утверждает: «Наблюдайте за собою», это не говорит о том, что нам не надо совершенно даже малой заботы допускать в жизни. Бог не сказал, что отодвиньте заботу о том, чтобы нормально жить, вовремя починить крышу или приготовить дрова для детского лагеря. Бог не сказал, что нам не надо планировать наши средства, что не надо думать о нашем бизнесе. Бог не сказал, что нам не надо думать о том, как нам одеться завтра на собрание и, да простится мне, почистить зубы, когда мы идём на собрание святых.
Бог сказал нам, чтобы сердца не отягчались заботами. Люди не могут спать, худеют, язву желудка приобретают, а затем и рак,— все на почве забот житейских или на почве невыясненных отношений.
Иисус не просто так сказал о наблюдении за собою. За всем этим стоит не простая обеспокоенность. Понимание Его слов имеет самое прямое отношение к жизни благополучия! «Да сподобитесь избежать различных бедствий, которые грядут на всю Вселенную и предстать пред Сына Человеческого»! Потому что придут времена и события, которые как сеть будут наброшены на беспечное человечество. За всем этим неизбежно приходит ответственность перед Богом. Что мы будем говорить Христу, когда предстанем пред Ним?!
Дорогие друзья, на примере с Бесланом, мы уже убедились в том, что, даже если мы христиане, это не даёт нам стопроцентной гарантии, что с нами ничего не случится. Послушайте, не думайте так. Если вы христиане, это не означает, что автоматически вас ничто никогда не затронет. Не заблуждайтесь! Иисус сказал эти слова всем. А люди, которые Его слушали, были весьма религиозны.
Человеку свойственно быть объятым чрезмерной заботой обо всём, что происходит вокруг. Я знаю, что люди пропускают собрание, потому что кто-то не все убрал на своих огородах, другому надо расслабиться, тому просто отдохнуть... Ой, нога болит, надо в воскресенье покататься на лыжах. И, может быть, ещё больше растянуть свою драгоценную ногу. И такое возможно.
Иногда человек не может придти по временно уважительной причине. Он даже реально может пережить благословение дома. Но в следующее собрание его может посетить «славное» искушение предположить, что Бог его и дома вновь благословит. А в очередной раз уже и особого желания искать Его благословения не будет, но будет много «законных» причин не придти в церковь.
Сердце, отягчённое заботами, не в состоянии задуматься и понять драматизма отступничества и реального «приглашения» будущих бедствий в свою жизнь. Как бы это не огорчало нашу душу, но Иисус на один уровень поставил пьянство, объедение и заботы житейские.
Если кто-то хвалится тем, что он не пьяница, возможно, вообще спиртного в рот не берёт, но его сердце отягчено заботами,— он на одном уровне с алкоголиком! Вы ничем от него не отличаетесь: и тот алкоголик слеп, и вы, живущие в заботах житейских, перегруженные разумом и сердцем.
Тот, который в объедении, похож на волка из украинского мультфильма, который объелся: «Щас спою!..» Объевшемуся человеку ничего не хочется, ему дышится через раз, сердце почти останавливается. Ему ни до чего!
А тот, который перепил, ему «море по колено», он утонет в луже, в грязи захлебнётся,— плевать ему на всё!
Но на этом же уровне стоит и тот, который перегружен заботами житейскими!
Христиане добрые, я вас прошу, пересмотрите отношение к заботам! Бог не сказал: «оставьте все заботы», но «Не перегрузитесь».
А я знаю, как люди перегружаются. Они исчезают из церкви, а позже их можно увидеть уже в полупьяном состоянии, с бегающими глазами и т.д. Тот с кружкой пива, тот с бутылкой, тот под наркотиком с глуповатым выражением лица. Просто решил попробовать, он ведь «свободен» во Христе. А там передозировка, и похоронили... Помилуй, Господь!
Дорогие мои, будем помнить, Бог даёт нам серьёзные уроки: «Бодрствуйте, молитесь, да сподобитесь избежать всех этих будущих бедствий». Этих ужасных бедствий можно миновать, но при одном условии: наблюдайте за собою, чтобы сердца не были перегружены. Помилуй нас всех, Господи!
Источник: http://www.filadelfia.ru |