Мудрое сердце
Час может тянуться бесконечно, день может казаться вечностью, но годы… Годы всегда летят. Мы торопимся много сделать и еще больше не успеваем, а горечь сожаления об упущенных возможностях с возрастом становиться все острее. Часто ли мы молим Бога о том, чтобы правильно распорядиться отпущенным нам временем, просим ли мы Его о мудром сердце?…
Двигаясь за Господом, а особенно когда завершается какой-то длительный период нашей жизни, все мы обнаруживаем одну важную деталь: хочется проанализировать происходящее в нашей жизни. Анализ нам нужен для того, чтобы знать, как нам жить дальше. Особенно, если закончившийся год был чем-то необычен.
Как мир, так и мы, хотим мы этого или нет, всё равно подводим какой-то итог, как-то пытаемся спланировать нашу жизнь на будущее. Анализ прожитого нужен чтобы выяснить, на что нам обратить особенно пристальное внимание, чтобы следующий год прожить более достойным образом и чтобы наша жизнь, наши молитвы, и все наше служение были приятны нашему Господу. Поэтому я сегодня хотел бы говорить о мудром сердце, которое необходимо каждому из нас.
«Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
Дней наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет;
И самая лучшая пора их — труд и болезнь,
ибо проходят быстро, и мы летим.
Научи нас так счислять дни наши,
Чтобы нам приобресть сердце мудрое» (Псалом 89:9,10,12).
Это молитва раба Божьего Моисея, известного во всех эпохах и поколениях. Его авторитету стоит доверять. Дорогие друзья, это был, наверное, какой-то вопль Моисея. Он осознавал, что люди теряют года свои, как звук.
Мы воистину теряем наши годы, как звук. Они просто улетают от нас. Кажется, что впереди их так много. Оглядываемся назад, и, оказывается, что годы так быстро пролетели… И тогда мы вдруг осознаём, что не так уж и много времени, похоже, осталось до встречи с нашим Богом. Мы теряем годы.
Я не знаю, насколько вы считаете правильной оценку Моисея, что лучшая пора наших лет — это наш труд и болезни наши. Не в том смысле, что болезни и работа — это лучшие годы нашей жизни, а в том, что лучшие годы нашей жизни ушли на болезнь или на труд. Чему-то мы научены, а чему-то так и не научились.
Когда я подошёл к 30-летнему рубежу моей жизни, я думал, что в моей жизни произойдёт что-то особенное. 30 лет! — ведь это же так хорошо! Произошло… Я встречал свой юбилей в послеоперационной палате с завязанными глазами. Около 5 часов нечеловеческой боли! — обезболивающие средства не обезболивали.
Наступил 40-летний рубеж жизни. Я говорил: «Боже, это же интересно, это уже 40! Так хорошо!» Но 40-летие я опять встретил обездвиженным пронзающей болью в позвоночнике. Я 5 суток лежал не в состоянии нормально пошевелиться. И опять меня не брали обезболивающие средства. Вновь все закончилось операцией.
Наступило 45-летие. Я уж думаю с осторожностью, что же опять произойдёт? И не молиться ли мне о том, чтобы Господь пришёл до моего 50-летнего юбилея?
Дорогие мои, кто из нас до конца может понять и дать оценку: почему то или иное происходит в нашей жизни? Я могу вместе с Моисеем сказать: да, лучшие годы для меня прошли в труде и болезни. Можно этому печалиться, можно радоваться, можно дать этому какую-то особую оценку, но согласиться с фактом придется. Наши годы уходят. Впереди их остаётся так мало. Когда мне предлагают иногда участие в каком-то проекте, то первый вопрос, который я себе задаю: «Господи, у меня не так уж много лет впереди, я не хотел бы участвовать в какой-то суете». В 20 лет я готов был участвовать во всём, энергия буквально лилась через край. Но проходят годы. Мы начинаем думать и дорожить временем. Дорогие мои, я думаю, что это для нас всех очень важно, просить Бога в молитве научить нас рационально пользоваться временем, потому что один только Он знает, как это можно сделать.
Пусть нашей молитвой будет: «Господи, научи нас настолько разумно, настолько выверено, настолько тщательно, настолько трепетно относиться к нашей жизни, к нашим годам, предстоящим и уже уходящим, чтобы печатью нашей жизни была одна отличительная Божественная деталь — мудрое сердце. Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое!»
Если посмотреть на прожитый нами путь, то можно увидеть, что часто мы страдали просто оттого, что не смогли поступить мудро в семьях, с нашими детьми. Как часто отсутствие мудрости оборачивается слезами для наших родителей?
Можно видеть, как отсутствие мудрости лидеров церкви оборачивается бедой для прихожан церкви. И как безвременно стареют, а порой даже умирают, пастора в силу того, что у многих прихожан также не достаёт мудрости…
Это был какой-то внутренний крик души Моисея: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы приобресть нам сердце мудрое!»
Я думаю, что с годами, особенно когда мы понимаем, что их не так много осталось впереди, эта молитва становится актуальной для всех нас: «Господь, научи так счислять дни наши, чтобы приобрести сердце мудрое».
Я хочу сегодня говорить и вам, и себе, чтобы мы могли взывать к нашему Господу, чтобы вот эта мечта, желание, вопль, молитвенное ходатайство Моисея нашло глубокий отклик в наших с вами сердцах. Чтобы мы с вами оказались людьми мудрого сердца, людьми, которые всегда будут задействованы Богом.
Всякий раз, когда мы обращаем внимание на людей, которые были отмечены особенной Божьей благодатью, мы обнаруживаем, что в судьбе этих людей была мудрость. Мудрость, которая провела их мимо обидных слов, не позволив так же обидным словам прозвучать в ответ из их уст, разума или сердца или удержала от каких-то действий.
Мы все нуждаемся в мудром сердце. И у этого величайшего мужа Божьего есть простой совет. Он говорит: МУДРОЕ СЕРДЦЕ ПРИОБРЕТАЕТСЯ НА ПУТИ ТРЕЗВОЙ ОЦЕНКИ ТОГО ВРЕМЕНИ, КОТОРОЕ ОТВЕДЕНО КАЖДОМУ ИЗ НАС на пути следования за нашим Господом.
Уважаемые слушатели, есть два благословенных мужа, которые, подводя итог своей жизни, отметили что-то особенное, несмотря на то, что они пережили много трудностей, как и Моисей.
Царь Давид, муж Божий, пророк, псалмопевец в ПСАЛМЕ 15:6 говорит:
«межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня».
Думается мне, что далеко не все родители, завершающие свою жизнь, могут сказать: «наследие моё приятно для меня». Также далеко не все мы можем сказать, что межи (т.е. границы моего бытия) наши прошли по прекрасным местам. Совесть наша мгновенно подскажет нам, что не всегда ноги наши ходили по добрым местам.
Известный нам апостол Павел во 2 ТИМОФЕЮ 4:7-8 говорит о своей оценке прожитой им жизни: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды…не только мне, но и всем возлюбившим явление Господа нашего».
Наверное, эти люди отличались в своём хождении перед Богом вот этой многократно повторенной сердцем и устами молитвой: «Господи, научи нас так относиться к годам, ко времени, которое отведено нам, чтобы иметь мудрое сердце».
Я думаю, вряд ли кто-либо из нас заподозрит Давида и многих других пророков и подвижников Божьих, и тем более апостола Павла, в том, что они были скудны на мудрость. Эти люди оставили величайшее наследие. И они призывают нас двигаться этой же дорогой, проторенной для нас Господом Иисусом.
Дорогие мои, апостол Иаков говорит нам о красоте мудрого сердца. Это не просто определённое знание,— это определённый тип жизни, состояние человеческого сердца, которое проявляется в его судьбе.
ИАКОВ 3:13-17
«Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
Дорогие мои, если бы вам предложили дружить или вступить в брак с человеком, портрет которого соответствует вот этому описанию, как бы вы себя чувствовали рядом с тем, который скромен, послушлив, полон милосердия, добрых плодов, беспристрастен, лишён лицемерия, мирный человек, то есть, от него никогда не стоит ожидать какого-то подвоха. Насколько, я думаю, рады были бы мы тому, что Бог Вечный судил нам оказаться рядом с таким человеком!
Мудрость, сходящая свыше: «Научи нас, Господи, так исчислять дни наши, чтобы нам приобресть мудрое сердце, скромное, послушливое, мирное, полное милосердия и добрых плодов; сердце, которое беспристрастно в оценке; сердце, далёкое от лицеприятия и лицемерия».
Я думаю, что жить в обществе людей, которое отмечено такой благодатью — это больше, чем жить при эфемерном коммунизме. Это просто уже жить в Царстве Божьем, которое началось здесь, на земле.
Дорогие супруги, если мы заглянем вглубь наших сердец, которые уже пережили определённые удары друг от друга, мы согласимся, что это сокровенная наша мечта, чтобы рядом с нами оказался человек скромный, мирный, без лицемерия, лицеприятия, полный милосердия и всякого доброго плода.
Мы все в этом нуждаемся. Но драматичная ошибка заключается в том, что обычно мы это ожидаем от нашего ближнего, а мудрость говорит просто: научи НАС так исчислять дни наши, чтобы НАМ, не ожидая этого от ближнего своего, приобрести мудрое сердце. Это очень красивое состояние.
Красота мудрости... Трудно предположить, что такой человек как-то останется незамеченным перед Господом или в обществе. Известный псалмопевец Давид, говоря о мудрости, говоря о пути, который ведёт к ней, сказал о какой-то отличительной, характерной черте. Мудрость нашей жизни начинается тогда, когда мы, правильно относясь к судьбе, наконец-то становимся на дорогу библейской мудрости.
ПСАЛОМ 110:10
«Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек».
«Начало мудрости — страх Господень» и «научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое», так как годы наши летят. Буквально летят! Мы теряем года наши, как звук.
Вот я сказал, — в зале прозвучал звук и исчез… Так летят, друзья, года наши. Просто летят. Мы их теряем.
Но я верю, что желание Божьего Духа в том, чтобы мы приобретали года наши. Года жизни можно считать приобретёнными, если они отмечены высокой мудростью нашего Господа!
Дорогие мои, «начало мудрости — страх Господень». Не страх человеческий, не страх какой-то структуры, не нечто трясущееся в нашей личности, а светлое благоговейное состояние при общении с Господом. Ибо страх Господень чист. Он светел. Мы можем с уверенностью сказать, что страх Господень — это состояние уважения к Богу, уважения к Его заповеди. Ибо «разум верный у всех, соблюдающих заповеди Господни». Нельзя соблюсти заповедь Божью, не уважая её, не уважая Того, Кто дал нам эту заповедь. Он — Царь. Когда мы стоим перед Его престолом, не уместна никакая торговля, не уместно никакое лукавство и уловки в нашей личности. Не уместно никакое непослушание или пренебрежение. Он действительно Царь!
Страх Господень — это внутреннее отношение нашей личности ко всему, что отмечено Божьим присутствием, что отмечено Божьим Духом. И это мы сами с вами выбираем. Дорогие, это наш выбор: относиться с уважением к Богу или относиться пренебрежительно.
Пренебрежение проявляется в нарушении или неисполнении заповеди Господней. Когда человек может «махнуть рукой» на собрание, потому что он просто спит. Когда человек «машет рукой» на Божью заповедь в отношении мужа ли, жены, родителей, детей, — он «машет рукой» на Бога. Он отказывается от страха Господнего. И тогда всерьёз надеяться, что ему будет Богом подарено мудрое сердце,— думаю, просто преждевременно.
Путь обретения мудрого сердца начинается со стартовой позиции: «страх Господень — начало мудрости». Это наше с вами отношение к нашему Богу.
В своё время Бог через пророка Малахию говорит: «Если Я — Отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною?»
Дорогие братья и сёстры, давно пришедшие к Богу или совсем недавно, я вас просто умоляю, ради всего святого в вашей жизни,— посмотрите на отношение своего сердца к Богу, ко всему, что связано с Его заповедью. И попросите у Бога: «Господи, помоги мне, утверди меня в мужестве проводить в жизнь уважительное отношение к Твоему святому Имени, ибо начало мудрости — страх Господень».
Да будут избавлены наши уста, мысли, речи, мечты и желания от чего-то двузначного, сомнительного или недостойного, тем более в отношении имени Господа нашего Иисуса Христа. Ибо свято оно. Он действительно Царь, пред Лицом Которого не уместно любое недостойное состояние.
Царь и пророк Моисей, высочайший законодатель Ветхого Завета, чьи слова актуальны и для нас, живущих во времена Нового Завета, сказал: «Господи, научи нас так счислять дни наши, чтобы приобресть сердце мудрое». То есть относиться экономно ко времени, научиться анализировать свою жизнь, упорядочивать её, придавать целенаправленность дням, дарованным нам Богом. Похоже, что это одна из самых слабых сторон человека, — мы относимся к жизни так, как будто собираемся жить на этой земле тысячу лет.
В своё время мудрый Соломон сказал в отношении юношеских лет, самых мятущихся, вздорных, шумных, радостных, влагающих надежды в наши сердца: «Веселись, юноша, во дни юности твоей и ходи по путям сердца твоего, (делай то, что очам твоим нравится), но знай, что за всё это Господь приведёт тебя на суд».
Дорогие мои, время, которое подарено каждому из нас, достаточно коротко. Это время даётся нам, чтобы приготовить нашу душу к вечности! Возможно, кто-то попытается опротестовать мои слова. Это его право и его выбор. У нас не много времени, дарованного нам, поэтому Дух Божий через Своего служителя апостола Павла доносит до нас такие слова:
ЕФЕСЯНАМ 5:15-16
«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы».
Время — это такая ценность, которая никогда не подлежит возврату. Просто никогда не возвращается. И это действует во всех вопросах нашей земной жизни: бизнес ли, семья ли наша, наши взаимоотношения с Господом.
Однажды мудрец Соломон сказал так в отношении человека, бездумно относящегося ко времени, которое ему подарено: «Немного поспишь, немного подремлешь, и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как человек вооружённый».
Известный русский классик обозначил это просто: «хохотунья-стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, уж зима катит в глаза». Кто же мы: люди, которым приятен «дух стрекозы» или всё-таки дух страха Господнего? О, Господь, действительно научи нас так счислять дни наши, чтобы приобрести нам сердце мудрое!
Дорогие друзья, время, которое мы потеряли, подарено нам для того, чтобы мы имели возможность сказать нашим возлюбленным слова любви и признательности. Оно никогда не возвратится. Придут новые дни, но у них будет своё назначение. Год, который мы прожили, никогда не возвратится!
Но Бог дарует нам новый год. И один только Он знает, что приготовлено для каждого из нас. Пусть это будет молитвой нашего сердца: «Господи, научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть мудрое сердце».
Всё, что от нас требуется в этом отношении, это уважительно относиться к Богу и дорожить тем, что подарил нам Господь — юношескими годами, годами подростка. Зрелыми годами, подаренными нам Богом; годами, увенчанными сединой; годами, почти распятыми нашими болезнями и страданиями. Дорожите временем. Поступайте осторожно, как разумные люди. Как люди, которые понимают, что им приготовлено.
Мы можем, конечно, молиться Богу, и иногда мы это делаем: «Господи, мы что-то неразумно совершили в нашей жизни, мы просто потеряли время. В суете или обидах каких-то, в выяснении каких-то «мутных» отношений. Господь, в оставшееся время увеличь, пожалуйста, программу Твоего воспитания для нас».
Друзья, перед вами стоит человек, который несколько раз так молился. Я вас хочу предупредить, — не повторяйте горечи каких-то моих ошибок. Бог вышел мне навстречу в моих просьбах, умножив и сжав программу моего воспитания, но я вам хочу сказать, дорогие мои, это очень больно. Это очень больно! Поэтому лучше делайте всё в своё время.
Не тратьте напрасно время на что-то суетное, на что-то уносимое ветром из нашей жизни. На что-то, что не стоит того, чтобы такая величайшая ценность, как годы, подаренные нам Богом, были проведены и погублены в суете, в мятущихся сомнительных размышлениях и поступках¸ в «блуждании по безводным местам».
У нас есть путь, у нас есть цель, есть то, что нам предоставлено Богом, чтобы мы совершали на этой земле. И Бог уделил нам не много, но достаточно времени, чтобы совершить свое назначение на земле.
Чтобы тогда, когда мы закончим наш жизненный путь, мы могли бы сказать: «Межи мои прошли по прекрасным местам. Я не бродил по «безводным местам». Я не искал чего-то такого, что «дурно пахнет». Господь, наследие моё прекрасно!»
Я умоляю вас, дорогие,— дорожите временем, подаренным вам Богом, чтобы успеть сказать кому-то «прости», сказать кому-то слова любви, уважения и признательности. Дорожите теми, кто рядом с вами!
Используйте всё время, которое подарено нам Богом, на этой земле, чтобы успеть сказать Богу много добрых слов благодарности и почтения. Сказать много добрых слов тем, кто рядом с нами. Использовать это величайшее сокровище — время, чтобы приобрести мудрое сердце, которое полно милосердия и добрых плодов, которое скромно и нелицемерно.
Дорогие мои братья и сёстры, молодые и преклонных лет, у нас есть привилегия — рационально использовать время, подаренное Богом и просить у Него мудрости для этого. Чтобы мудро было сердце служителей, чтобы моё сердце поменьше вздыхало по этому поводу.
Чтоб мы были мудры, как члены церкви. Мудры, как мужья и жёны. Мудры, как отцы и матери. Мудры, как дети. Мудры, как люди, которым Бог дал привилегию светить в этом мире и доносить великий образ Спасителя нашего и Господа до тех, кто погибают во мраке и безысходности своих путей, теряя годы свои в суете.
Какой будет наш ответ, дорогие мои? Хотим ли мы мудрого сердца? Хотим ли мы почтительного, уважительного отношения к нашему Богу и к Его святым заповедям? Ибо это — начало мудрости.