4. Избрание и святость.
Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней; но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь. Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйны. Второзаконие 10:14-16.
Тот, кто проповедует всю истину, оказывается, подобно Иисусу, в уязвимом положении. Но одновременно он обладает огромным преимуществом - присутствием и благословением Бога. С первого дня моего служения я старался не умалчивать ни об одном учении, которое, с моей точки зрения, открыто Богом. Пришло время освободиться от рабства старых и сотлевших богословских систем, которые сдерживали наш язык. Арминианин боится сделать шаг в сторону от учения Арминия или Весли, а многие кальвинисты ссылаются на Джона Гилла или Жана Кальвина как на высший авторитет. Пришло время разбить оковы человеческих учений и верить по благодати Божьей во все, чему учит слово Божие, независимо от того, верили в это богословы прошлого или нет. В моем служении не раз бывало так, что, когда я проповедовал так называемое крайнее учение, содержавшееся в выбранных мною стихах, некоторые люди оскорблялись этим. Им не нравилась такая проповедь, они не могли ее слушать и уходили. Хорошо, что они уходили, я не сожалею ни о ком из них. С другой стороны, когда я выбирал отрывки, в которых Бог обращается к грешникам с призывом обратиться, и проповедовал безмерную любовь Христа к людям, когда я предупреждал грешников об их ответственности, которую они несут за слышание Евангелия, а также о том, что если они отвергнут Христа, то кровь будет на их головах, я сталкивался с иной категорией людей, которые не могли понять, как можно призывать грешников обратиться. Со временем эти замечательные люди тоже покидали нас, чтобы погрязнуть в болоте гиперкальвинизма. В отношении этих людей мне тоже остается пожелать, чтобы они присоединились к своим единомышленникам и не оставались среди моего собрания.
Наша цель - провозглашать истину. Если учение от Бога, то мы принимаем его. Если оно не подтверждается Словом, тогда мы отвергаем его. Долой то, чего нет в Слове Божьем! Но если учение есть в Писании, то не важно, противоречиво оно или нет, систематизировано оно или является набором отрывочных идей, я принимаю его. Иногда кажется, что одна истина противоречит другой, но мы убеждены, что это невозможно, что это лишь результат неправильного суждения. Любые два учения в Писании согласуются, хотя в данный момент мы не знаем как, но надеемся узнать позже. Бог избрал для Себя народ, который будет возвещать Его хвалу. Мы верим, что Писание ясно учит этому и что любой может понять эту истину, если удосужится, отложив предубеждение, внимательно прочитать Библию. Но мы также верим в то, что Христа надо проповедовать всем людям без исключения, что мы можем совершенно честно и искренно предлагать людям Евангелие, что наши призывы не будут формальностью, несмотря на то, что Бог избрал ко спасению лишь некоторых. Мы веруем всем сердцем и в избрание, и в необходимость призывать грешников к покаянию.
Возможно, этим утром не все одобрят то, о чем я буду говорить. Но я не ищу вашего одобрения, для меня важнее иметь чистую совесть, знать, что я не скрыл великую истину, а честно проповедовал Евангелие. Я не подотчетен вам, а вы - мне. Вы ответите перед Богом, если отвергнете истину, и я отвечу перед Ним, если буду проповедовать ложь. Я не боюсь предстать перед Ним с верой в те учения, которые я буду сегодня излагать вам.
Сегодня мы сосредоточим внимание на двух моментах. Во-первых, я постараюсь изъяснить суть Божьего избрания, во-вторых, показать его практическую важность. И то, и другое есть в выбранных мною стихах. "Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней; но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь". А затем следует практический вывод: "Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйны".
I. Говоря об избрании , я хочу обратить ваше внимание в первую очередь на то, что оно весьма удивительно. Бог избрал для Себя многочисленный народ из детей Адамовых, из падшего и отступившего от Бога человечества, которое произошло из чресл бунтовщика. И это - чудо из чудес, если мы вспомним о том, что все небо и даже небеса небес принадлежат Господу. Если Богу надо было избрать Себе народ, почему Он не остановил Свой выбор на величественных ангелах или огненных херувимах и серафимах, окружающих Его престол? Почему не был избран Гавриил? Почему он не был создан таким образом, что от него мог бы произойти многочисленный и могучий народ ангелов? И почему они не были избраны Богом прежде создания мира? Что есть такого в человеке, создании, меньшем ангелов, что Бог выбрал его, а не ангельский мир? Почему не херувимы и серафимы были даны Христу? Почему Он не воплотился в ангела и не объединил природу ангелов со Своей? Ангелы лучше подходят для Божества, чем человек с его слабым, подверженным страданиям телом. Было бы естественнее, если бы Бог сказал ангелам: "Вы будете Мне сынами". Но нет! Хотя все это принадлежит Ему, Он проходит мимо иерархии ангелов, нисходит к человеку. Он принимает отпадшего червя земного и говорит ему: "Ты будешь Мне сыном". И миллионам других людей Он говорит: "Вы будете Мне сынами и дочерями по вечному завету". "Но, - скажет кто-то, - очевидно, что Бог избрал падших людей, чтобы явить им свою благодать. А ангелы для этой цели не подходили, поскольку они не отпали от Бога". Я отвечаю на это, что некоторые ангелы пали, не сохранили своего достоинства и оставили свое жилище. Они обречены на вечный мрак тьмы! Пусть мне ответят те, кто отрицает всевластие Бога и ненавидит Его избрание, почему падшие ангелы осуждены на вечный огонь, а вам, детям Адамовым, проповедуется Евангелие Христа? Ответ может быть только один: Бог так захотел. Он имеет право распоряжаться Своей милостью по Своей воле. Ангелы не заслуживают милости, но мы тоже. Однако Бог даровал милость нам, но лишил ее ангелов. Падшие ангелы скованы цепями и сохраняются для вечного огня, в который будут ввергнуты в последний день, а мы спасены. Я склоняюсь перед Твоим всевластием, великий Бог, и признаю, что Ты поступаешь так, как угодно Тебе, и не даешь никому отчета в Своих действиях. Если в созданиях было нечто, что могло бы привлечь Бога, то Бог скорее бы избрал бесов, чем людей. Грех падших ангелов был не больше, чем грех Адама. Сейчас не время обсуждать этот вопрос. Если бы в этом была необходимость, я мог бы доказать, что грех падших ангелов был даже меньше, чем грех Адама. Если бы ангелам была возвращена святость, они могли бы прославить Бога лучше, чем мы. Они могли бы петь громче нас, ибо мы отягчены плотью и кровью. Но Бог, пройдя мимо большего, избрал меньшего, чтобы явить Свое всевластие, которое сияет ярче остальных жемчужин в венце Его Божественности. Наши противники арминиане всегда обходят молчанием вопрос о падших ангелах: ибо им не с руки вспоминать об этом примере избрания. Они говорят, что Бог поступает несправедливо, избирая одного человека и оставляя без избрания другого. Но как они могут называть Бога несправедливым, если они признают, что Бог поступил праведно, когда избрал один род - человеческий и оставил другой род - ангельский погибать в грехе? Братья, давайте не будем призывать Бога к ответу за Его действия, осуждая Его своим немощным разумом. Бог благ и творит правду. Чтобы Он ни делал, мы можем быть уверены: Он поступает праведно независимо от того, понимаем мы это или нет.
Итак, я назвал несколько причин, по которым мы можем назвать избрание весьма удивительным. Однако я еще не исчерпал свои доводы. Заметьте, что в этих стихах не только сказано: "Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес...", - но также добавлено: "...земля и все, что на ней". Когда мы задумываемся о том, что Бог избрал нас, когда вы, мои братья, по благодати уверовали во Христа и ясно видите, что вас ожидают вечные обители, тогда вы можем остановиться и вспомнить строчки из гимна:
И бьется сердце в трепетном волнении,
За что мне эта благодать?
Бог прошел мимо царей и избрал нищих; мудрые оставлены, а неразумным дано познать чудеса искупительной любви; мытари и блудницы введены на пир милости, а гордым фарисеям позволено уповать на свою праведность и погибнуть в своем пустом хвастовстве. Выбор Бога всегда выглядит странным в глазах не рожденных свыше людей. Он прошел мимо тех, кого Он, казалось, должен был избрать, людей, которые в последнюю очередь надеялись вкусить благодать Божию. Почему мы как народ были избраны обладать Евангелием? Разве нет таких же других великих народов, кроме нашего? Почему Бог избрал англосаксов, несмотря на всю их греховность, принять чистую истину, в то время как другие народы, которые могли бы принять свет еще с большей радостью, чем мы, по-прежнему живут во тьме, и солнце Евангелия не взошло над ними? Почему, если говорить о каждом человеке в отдельности, избран этот человек, а не другой? Можно ли дать другой ответ, кроме данного нашим Спасителем: "Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение".
Я выскажу еще одну мысль, чтобы подчеркнуть особенность Божьего избрания. Бог обладает неограниченными творческими возможностями. Если Ему было угодно сотворить народ, который обладал бы всеми Его благословениями, который был бы в союзе с Его Сыном и царствовал вместе с Ним, почему бы Ему не сотворить новый народ? Когда Адам согрешил, Бог без труда мог бы прекратить существование падшего мира. Ему достаточно было сказать одно слово, и земля исчезла бы, как пена исчезает в волнах, родивших ее. От греха Адама не осталось бы и следа, его падение могло быть забыто навсегда. Но нет! Вместо того, чтобы сотворить новый народ, не запятнанный грехом и не способный грешить, вместо того, чтобы привлечь к Себе чистых, неосквернившихся, непорочных людей, Бог привлекает падший и испорченный род, возносит его на вершины святости дорогой для Себя ценой - смертью Своего Сына через действие Своего Духа. Как удивительно, что мы стали жемчужинами славы в Его венце навечно! О, удивительный выбор! О, странное избрание! Моя душа потеряна в его глубинах, и я могу лишь, замерев, воскликнуть: "О благость, о милость, о всевластие Божьей благодати!"
Объяснив удивительность избрания, я перехожу к следующей мысли. Подумайте о полной свободе избирающей любви. Почему Бог возлюбил их отцов? ТОЛЬКО потому, что Он сделал так. Другого объяснения нет. "......и ТОЛЬКО отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь". У Бога были, несомненно, веские причины, чтобы поступить так, потому что Он все делает по совету Своей воли, но ясно, что причина не кроется в добродетелях или заслугах созданий, которых Он избрал. Задумайтесь об этом на мгновение. Давайте убедимся, что в избранных Богом людях нет изначальной благости. Что было хорошего в Аврааме, которого избрал Бог? Он происходил из идолопоклоннического рода, и о нем сказано, что он был странствующим (или близким к погибели) арамеянином (Втор. 26:5). Бог, словно желая подчеркнуть, что не благость Авраама была причиной его избрания, говорит: "Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его". В Аврааме так же, как и в прочих людях, не было ничего, что могло бы побудить Бога избрать его, ибо все хорошее, что было в Аврааме, было вложено в него Богом. А если Бог вложил в Авраама нечто доброе, то причиной этого действия не могло быть то, что в Аврааме было это доброе. Нельзя найти причину какого-то действия в самом себе, должен быть какой-то мотив, лежащий вне самого факта деяния Божьего. Другими словами, если Бог избрал человека, чтобы он был святым, праведным и хорошим, то Он не мог избрать его по той причине, что этот человек должен стать святым, праведным и хорошим. Это был бы абсурдный вывод. Следствие превращается в причину, следствие становится причиной его причины. Если бы я стал вас убеждать, что бутон розы является причиной того, что в земле есть корень розы, вы бы стали смеяться надо мной. И если бы я попытался доказать, что нечто доброе в человеке является причиной его Божьего избрания, одновременно соглашаясь с тем, что все доброе вложено в человека Богом, то выглядел бы я очень глупо. То, что является следствием, не может быть причиной. А есть ли в человеке изначально какое-либо добро? Если бы Бог избирал нас на основании чего-то доброго в нас, мы все остались бы неизбранными. Разве нет у каждого из нас злого неверующего сердца? Разве не все мы уклонились с истинного пути? Разве не все мы по природе испорчены? Если Он избирает нас, однако совсем не потому, что в нас изначально есть нечто доброе. "Но, - возразит кто-то, - возможно, Бог избирает на основании предвиденного в нас добра, на основании того, что Он предвидел, что мы уверуем и будем спасены". Поистине глубокая мысль! Представьте, что в деревне живут бедные люди и в нее приезжает король. Девяносто человек из ста получают от него золото. Кто-то спрашивает: "Почему король дал золото этим девяноста людям?" Местный сумасшедший из своего темного угла отвечает: "Он дал им золото, потому что предвидел, что оно будет у них". Но как он мог предвидеть, что у них будет золото, если бы он сначала не решил дать им его? Вы говорите, что Бог дает людям веру, покаяние и спасение по той причине, что Он предвидел, что люди будут обладать ими. Однако на самом деле Он не предвидел это раньше, чем решил наделить людей дарами. Он предвидел, что даст им благодать. Но какова причина того, что Он дал ее им? Ну, конечно же, не Его предвидение! Это было бы абсурдно, и только сумасшедший может выдвинуть такую идею. О, Отец, если Ты дал мне жизнь, свет, радость и мир, то у Тебя были на то причины, но этими причинами не было что-либо увиденное Тобою во мне, ибо я по-прежнему отхожу от Тебя в сторону, моя вера порой ослабевает и любовь угасает. Во мне нет ничего, за что меня можно похвалить, что могло бы удовлетворить Тебя. По Твоей благодати только по благодати, я есмь то, что есмь. Так говорит каждый христианин, и так должен говорить каждый христианин.
Есть ли вообще какой-то смысл спорить и обсуждать абсурдную идею, что человек может обязать своего Творца? Неужели замыслы Вечного будут зависеть от воли человека? Будет ли человек господином своего Создателя? Неужели свободная воля человека положит конец всевластию Бога? Воссядет ли человек на престол Божий и будет ли судить Его замыслы по своему благоволению? Обяжет ли он Бога своими заслугами избрать его? Может ли человек сделать что-либо, что ограничит действия Иеговы? Кто-то очень верно заметил, что человек готов наделить свободной волей кого угодно, но только не Бога, желая, чтобы Бог был его рабом. Да, мы верим, что Бог дал человеку свободную волю, но мы не верим, что тем самым Бог лишил Себя свободной воли, что Он потерял право использовать ее. Нет, Бог обладает свободной волей и поступает в соответствии с ней, и никакие заслуги человека не могут ограничить Творца. Человек не способен заслужить что-либо. Но даже если бы у человека были какие-то заслуги, то никогда они не могли бы быть настолько большими, чтобы мы могли требовать послать нам Христа. Если мы заслужили спасение, это значит, что мы настолько праведны, что заслуживаем небеса, заслуживаем быть вместе со Христом, заслуживаем вечной славы. Мы вернемся к старому учению католической церкви, если поднимем якорь и отрубим канат, на котором держится наш корабль, т.е. если будем говорить о том, что человек может заслужить милость Бога. "Но это же нечестивый кальвинизм!" - воскликнет кто-то. Ну что же, если вы хотите так его назвать, как вам угодно. Кальвин нашел это учение в Писании. Несомненно, он также воспользовался трудами Августина, а Августин, крупнейший богослов и учитель благодати, постиг это учение благодаря посланиям апостола Павла. А Павел, апостол благодати, получил его по вдохновению от Господа Иисуса. Мы можем проследить свою родословную прямо до Христа. Поэтому мы не боимся того, что на славную истину Божью навешают ярлыки. Избрание безусловно, оно не зависит ни от изначальной благости человека, ни от благости предвиденной, ни от заслуг, которые человек мог бы предоставить Богу.
Я перехожу к самой сложной части моей сегодняшней беседы - справедливости избрания. Я буду отстаивать великую истину о том, что Бог избрал людей для Себя, и рассмотрю ее в нетрадиционном ракурсе. Мои доводы сводятся к следующему. Вы утверждаете, что если Бог избрал некоторых людей ко спасению, то Он поступил несправедливо. Я прошу вас доказать это. Предоставить доказательства должны вы, а не я, ибо я утверждаю, что избрания не заслуживает никто. Есть ли настолько дерзкий человек, который бы заявил, что он заслуживает что-либо от своего Создателя? Если такой человек существует, то знайте, что он получит все, что заслуживает, его наградой будет вечный огонь ада, ибо именно это заслуживает человек от Бога. Бог не должен ничего ни одному человеку, и все люди в последний великий день получат от Бога столько любви, столько милости, столько доброты, сколько они заслуживают. Даже те, кто погибнут в аду, получат все, что они заслужили, и горе им, когда придет день получить гнев Божий, который является венцом всех их заслуг. Если Бог воздает человеку по заслугам, то разве можно обвинить Его в несправедливости, когда Он дает кому-то бесконечно больше, чем тот заслужили? В чем несправедливость человека, поступающего так, как ему угодно, с тем, что принадлежит ему? Не имеет ли Бог права давать то, что Он хочет? Если бы Бог был кому-то должен, тогда бы Его можно было обвинить в несправедливости. Но Он никому ничем не обязан, и если раздает благословения в соответствии со Своей свободной волей, то кто из людей будет обвинять Его? Бог не причинил тебе зла, Он не обидел тебя. Выдвигайте свои требования, и Бог удовлетворит любое из них. Если ты праведен и можешь что-то требовать от Своего Создателя, то встань и заяви о своих добродетелях, и Он будет отвечать тебе. Препояшь чресла свои, как муж, предстань перед Ним и защищай свою праведность. Он заставит тебя трепетать, ты будешь ненавидеть себя и лежать в прахе и пепле, ибо твоя праведность есть ложь и твои лучшие добрые дела как запачканные одежды. Бог не причиняет зла ни одному человеку, благословляя некоторых. Как странно звучат обвинения Бога из уст человека, словно Бог действительно несправедлив.
Я могу обосновать справедливость избрания иначе. Кому из вас Бог отказал в милости и любви, когда вы просили о них? Не предлагает ли Он всем вам Евангелие даром? Не призывает ли Его Слово прийти ко Христу? И разве не сказано: "Всякий жаждущий пусть приходит"? Разве вас не призывают каждое воскресенье обратиться ко Христу и довериться Ему? И если вы не сделаете этого и погубите тем самым свои души, то кого в этом надо винить? Если вы доверитесь Христу, вы будете спасены; Бог не откажется от Своего обещания. Испытайте, проверьте Его. Если вы отрекаетесь от греха и доверяетесь Христу, то вы избраны; но если вы будете упрямо отвергать Евангелие, которое слышите почти каждый день, если вы не захотите спастись, то ваша кровь будет на вас самих. Вы можете погибнуть только по одной причине _продолжите жить в грехе и откажетесь просить о спасении Его. Вы отвергли, вы оттолкнули Его от себя, и предоставленные сами себе вы не примете Его. "Я не могу прийти к Богу", - скажет кто-то. Ваша неспособность придти объясняется тем, что ваша воля не способна обратиться к Богу. Если бы вы захотели, вы бы нашли силы придти. Вы не можете обратиться потому, что слишком крепко держитесь за свои грехи, вы слишком сильно любите свои беззакония. Именно поэтому вы не можете придти к Богу. И эта неспособность является вашим преступлением, вашей виной. Вы могли бы обратиться, если бы умерла ваша любовь ко греху и к самому себе. Неспособность ваша объясняется не вашим физическим состоянием, а испорченностью вашего естества. О, если бы вы только захотели быть спасенными! Вот в чем суть! Вы не желаете и не будете желать, пока благодать не даст вам это желание. Но кто виноват в том, что вы не хотите быть спасенными? Никто, кроме вас самих, вина целиком лежит на вас. Если вы отвергаете вечную жизнь, если вы не обращаетесь ко Христу, если вы не доверяетесь Ему, то знайте, что вы сами осуждаете себя на погибель. Был ли такой человек, который бы искренно желал спасения, а Бог не спас его? Нет, нет, тысячу раз НЕТ, ибо желающий спасения уже научен Богом. Дающий желание, даст вместе с ним силу. Причина неспособности обратиться кроется в воле человека. Как только человек получает желание прийти ко Христу, он также получает способность сделать это. Таким образом, ваша погибель - это ваша собственная вина.
Позвольте мне также задать следующие вопросы. Вы говорите, что несправедливо то, что некоторые спасены, в то время как другие потеряны. Но кто сделал потерянных потерянными? Бог ли заставляет их грешить? Святой ли Дух побуждает кого-нибудь к беззаконию? Слово ли Божие утвердило вас в вашей самоправедности? Нет, Бог никогда не оказывал на вас влияния, которое могло бы склонить вас ко греху. Вся сила Слова, проповеди Евангелия направлены Богом на то, чтобы отвратить человека от греха и обратить к праведности, обратить от нечестия к Иегове. Я повторяю: Бог справедлив. Если вы отвергаете Спасителя, проповеданного вам, если вы отказываетесь довериться Ему, если вы не обратитесь к Нему, чтобы быть спасенными, если вы потеряны, то Бог совершенно справедливо осуждает вас; но если Он избирает некоторых из вас, воздействуя сверхъестественной силой Святого Духа, то, несомненно, Он справедлив, проявляя милость, которую ни один человек ни имеет права требовать от Бога. Бог настолько справедлив, что за целую вечность в Его деяниях нельзя найти ничего, что помешало бы херувимам, серафимам и нам, искупленным, петь: "Свят, Свят, Свят"; и даже проклятые в аду будут вынуждены добавить против собственной воли свою партию к этой песне: "Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф".
Доказав справедливость избрания, я обращаюсь к мысли о его истинности. Возможно, среди нас есть благочестивые люди, которые не могут принять это учение. Ну что ж, друзья, я не смею гневаться на вас за то, что вы не можете принять это учение, ибо ни один человек не примет его, пока ему не будет дано это от Бога. Ни один христианин не поверит в избрание с радостью, если не будет научен Духом. Но, мой брат, если вы рождены свыше, значит, вы верите в избрание. Вы приходите ко мне, чтобы поспорить со мной. Хорошо, я позволю вам спорить со мной, и через пять минут вы своими устами докажете мою правоту. Вы не верите в то, что Бог может оставаться справедливым, даря кому-то больше благодати, а кому-то меньше. Допустим. Давайте вместе станем на колени и помолимся. Молитесь первым. Через несколько мгновений вы произнесете такие слова: "О Господи, пусть Тебе будет угодно по Твоей бесконечной милости послать Святого Духа, чтобы спасти собравшихся здесь людей, и будь милостив также к моим родственникам". Подождите, подождите! Вы просите Бога сделать то, что по вашей теории несправедливо. Вы просите дать им благодати больше, чем у них есть. Вы просите Бога сделать что-то особенное. По сути вы умоляете Бога дать благодать вашим родственникам, друзьям и собравшимся здесь людям. Но что вы говорите об этом в своей теории? Если вы считаете, что Бог поступает несправедливо, давая больше благодати одному человеку, чем другому, как же вы можете просить Его сделать это для вас? Вы молите: "Господь, привлеки их к Себе, сокруши их сердца, обнови их разум". Лично я имею право искренно обращаться к Богу с этой молитвой. Но как вы можете произносить ее, если считаете, что Бог поступает несправедливо, давая некоторым людям больше благодати, чем остальному человечеству? "Но мне кажется, - скажете вы, - что это совершенно правильная молитва". Конечно, это так; но если вы имеете право просить о милости, значит, Бог имеет право давать ее людям, а некоторым из них дать столько милости, что они спасутся. Тем самым вы доказали мою правоту, и мне не нужно других доказательств.
А теперь, мой брат, давайте споем вместе. Откройте свой песенник, будем петь какой-нибудь веслианский гимн. Например, вот с такими строчками:
О, я люблю Иисуса,
Ибо Он прежде возлюбил меня.
Но это, брат, кальвинизм. Вы опять позволили ему ворваться в вашу жизнь. Вы любите Иисуса, потому что Он прежде возлюбил вас. Но как же вы возлюбили Его, в то время как другие по-прежнему Его не любят? Кому надо воздать за эту любовь благодарность, вам или Ему? Вы говорите: "Я люблю Его в похвалу благодати Его. За мою любовь надо благодарить благодать Божью". Прекрасно, брат, похоже, у нас получается молиться и петь вместе, хотя мы не можем вместе проповедовать. Несколько месяцев назад я проповедовал в большом собрании методистов, среди очень оживленных верующих, которые по своей традиции всячески подбадривали меня во время проповеди возгласами: "Аминь!", "Аллилуйя!", "Слава Богу!" и мой дух пробудился, и я проповедовал с необычайной силой. И чем больше я проповедовал, тем громче они кричали: "Аминь!", "Аллилуйя!", "Слава Богу!" Наконец, я подошел к тому месту моей проповеди, когда надо было говорить о так на зываемом крайнем учении. Я сообщил им, что намерен говорить об избрании. Все затаили дыхание. Я сказал им: "Друзья, вы верите в избрание". Но всем своим видом они показывали, что не верят. "Нет, вы верите, и вы будете сейчас кричать "Аллилуйя!", я буду проповедовать об избрании так, что вы примете и признаете его". И дальше я начал задавать им вопросы. Есть ли разница между вами и другими людьми? "Да, да, слава Богу, слава!" Есть ли разница между тем, какими вы были, и тем, какими вы являетесь сейчас? "О, да! О, да!" Рядом с вами сидит человек, который посещал ту же церковь, что и вы, слышал то же Евангелие, он не обратился к Богу, а вы обратились. Кто сделал вас разными: вы или Бог? "Господь! - закричали они. - Господь! Слава! Аллилуйя!" Да, закричал и я, и в этом заключается учение об избрании. Я утверждаю лишь то, что различие между спасенным и неспасенным произвел Господь. Один человек подошел ко мне после богослужения и сказал: "Ты прав парень! Ты прав. Я верю в твое учение об избрании. Я не верю в него в том виде, как его проповедуют другие, но я верю, что всю славу мы должны воздавать Богу и возлагать венец на Его голову". В конце концов, сердце каждого христианина инстинктивно верит в это учение, даже если он не принимает его в том виде, как мы его излагаем. И это самое убедительное доказательство для меня. Для меня не так уж важны слова и формулировки моего вероисповедания. Я не призываю вас подписываться под моим символом веры, но я хочу, чтобы каждый из вас принимал такое вероисповедание, которое воздает всю славу Богу за спасение. Каждый святой на небесах поет: "Благодать свершила все", - и я хочу, чтобы каждый святой на земле подхватил эту песню: "Возлюбившему нас и предавшему Себя за нас и омывшему нас в Своей крови да будет слава во веки и веки". Молитвы, хвала, опыт тех, кто не верит в избрание, доказывают истинность этого учения лучше любых моих слов. Этих доказательств мне вполне достаточно, и на этом я остановлюсь.
II. Теперь мы обратимся к воздействию избрания на нашу жизнь. Вы видите, что в стихах содержится также заповедь: Бог возлюбил вас больше всех других народов земли, поэтому "обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйны". Кто-то шепотом говорит, что учение об избрании безнравственно. Скажите об этом громче. Избрание - безнравственное учение?! Можете ли вы доказать это? Моя задача заключается в том, чтобы доказать обратное. "Я знаю человека, - скажет кто-то, - который живет во грехе и верит в избрание". Да, это, конечно, довод против избрания. На улицах Лондона я могу встретить пьяного бродягу, который верит в какое-то учение и живет во грехе, но сам факт того, что он верит в это учение, опровергает его. Удивительная логика! Я могу опровергнуть любую истину, если вы позволите мне использовать этот довод. Я могу найти какое-нибудь падшее создание, которое верит в благость Бога, и таким образом я опровергну то, что Бог благ. Я мог бы показать вам какого-нибудь нечестивца, погрузившегося в грех и убежденного в том, что если от всего сердца воззвать: "Господи, будь милостив ко мне, грешнику", - то можно спастись даже за минуту до смерти. Тот факт, что он верит в это учение, доказывает его ложность. Не так ли? Нет, это не так! И вы прекрасно знаете об этом, хотя и используете подобную логику против нас. Истина заключается в том, что жизнь отдельных людей не может служить доказательством или опровержением учения. Есть святые люди, которые заблуждаются, есть не святые люди, которые верят в истину. К этому выводу может прийти любой человек в течение одного дня непредвзятых наблюдений за жизнью других людей. Однако, если какая-то секта целиком состоит из нечестивых людей и лицемеров, тогда, конечно, этот довод приобретает силу. Но в данном случае вы не можете воспользоваться им. Люди, верившие в избрание, во всех уголках земли были самым ревностными, самыми жертвенными и самыми святыми христианами. Не забывайте, господа, презирающие избрание, что мы обязаны своей свободой людям, которые придерживались этого учения. Кто боролся за свободу Англии? Я без колебаний отдам пальму первенства в этом отношении в могучие руки железнобоких и Оливера Кромвеля, обладавшего несгибаемой волей. Но что вдохновляло их на битвы, как не вера в то, что они были избранными Божьими, и могли победить любого врага, потому что Господь Бог был с ними? Во времена Карла II говорили, что найти арминианина можно в любом кабаке, но, чтобы увидеть людей, верующих в учение о благодати, надо спуститься в подземелья, где заключены святые Божии за христианский аскетизм и благоговейный образ жизни. Никогда не было людей, настолько устремленных к святости, как пуритане. А можете ли вы найти хотя бы одного пуританина, не верящего в учение, которое я сегодня проповедую? Возможно, вы и найдете современного богослова, который учит обратному, но обратитесь в прошлые столетия, там вы едва встретите святых, которые отвергали бы избрание Божие. Знамя этой истины передавалось из поколения в поколение. Мученики умирали за него, обагряя его своей кровью! И эта истина останется непоколебимой во все века, она сохранится и после того, как откроются все заблуждения и суеверия и обратятся в прах.
Но я возвращаюсь к моему доказательству. Люди теоретически предполагают, что учение об избрании ведет к безнравственной жизни. Мы отвергаем их теорию. Суть нашего учения опровергает ее. Избрание учит, что Бог избрал некоторых быть царями и священниками Богу. Если человек верит, что он избран быть царем, то можно предположить, что он скажет: "Я избран быть царем, поэтому я буду бродягой, я избран восседать на престоле, поэтому я буду одеваться в лохмотья"? Конечно, вы скажете: "Это бессмысленно, так нельзя рассуждать". Но в этих рассуждениях столько же смысла, сколько и в вашем предположении, что Бог избрал людей быть святыми, но знание этого факта будет побуждать их быть нечестивыми. Нет! Человек, осознающий, что Бог оказал ему особую честь, чувствует, как в его груди просыпается стремление жить подстать этой чести. "Бог возлюбил меня больше, чем других, - рассуждает он, - поэтому я буду любить Его больше, чем другие. Он возвысил меня над остальным человечеством по Своей всевластной благодати, значит, я буду вести более возвышенный образ жизни". Если человек неправильно относится к оказанной ему чести и данной во Христе благодати, если он использует это как повод для греха, то он не имеет права быть среди нас. Он - меньше, чем человек (хотя люди и так по природе испорчены), если думает, что, став сыном Божиим, он может жить, как сын дьявола, и если он говорит: "Раз Бог предназначил мне быть святым, то я буду грешником". Это пример самых странных, неправильных, извращенных и отвратительных рассуждений. Не думаю, что есть человек, который мог бы так думать.
Избрание также означает отделение. Бог отделяет благочестивого человека для Себя, отделяет целый народ из всей человеческой массы. Позволяет ли факт этого отделения сделать следующий вывод: "Бог отделил меня от других людей, поэтому я буду жить так, как они живут"? Нет! Если я верю, что Бог отличил меня от других по Своей разделяющей любви, тогда я восклицаю: "Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом!" Было бы очень странно, если бы отделение от нечистого привело к единению с ним. Такого не бывает. Я отрицаю раз и навсегда во имя всех тех, кто держится истины, я отрицаю перед Богом, что, зная об отделении нас, мы считаем, будто нам следует жить во грехе подобно прочим людям. Никак. Наша отделенность является фундаментом и мотивом для полного отделения от грешников. Я слышал, как один человек сказал: "Сэр, если бы я верил в это учение, то стал бы жить во грехе". Я ответил ему: "Думаю, что вы - да, вы бы действительно стали жить во грехе!" "А почему вы - нет?" Потому что, вы - человек, а я - новое творение во Христе Иисусе. Для человека, обновленного благодатью, нет истинного учения, которое могло бы заставить его любить грех. Человек по природе - свинья, которая валяется в грязи, но обратите его в овцу, и тогда НИКАКОЕ учение не заставит его опять вернуться в грязь. Его природа изменилась. Ворон превратился в голубя, и вы никогда не сможете научить его есть падаль. Она отвратительна для него: его природа полностью переменилась. Вот лев ревет на свою добычу. Я превращаю его в ягненка, и вы никогда не заставите его никаким учением обагрить свои губы в крови. Он не может сделать это: его природа изменилась.
Некто на борту парохода, на котором мы плыли в Ирландию, спросил одного матроса: "Вы любите кабацкие песни?" "Нет, - ответил он, - они мне не нравятся". "Может быть, вы любите танцевать?" "Нет, - сказал матрос, - моя вера позволяет мне сквернословить и напиваться так часто, как я захочу, но я никогда этого не делаю, потому что я ненавижу это всем сердцем". Христиане не грешат потому, что их природе ненавистен грех. Не думайте, что мы обходим грех из-за страха перед вечным наказанием. У нас нет страха, за исключением страха обидеть нашего любящего Отца. Мы не хотим грешить, мы жаждем святости, но не беззакония. Однако если ваша вера ограничивает вас и вы говорите: "Я хочу пойти в театр, но я боюсь", - если так проходит вся ваша жизнь, то такая вера немного стоит. Вам нужна вера, которая заставляет ненавидеть то, что прежде вы любили, и любить то, что вы ненавидели, вера, которая извлекает из вас старую жизнь и наполняет новой. Таким образом, если у человека есть новая природа, то какое учение об избрании может побудить его действовать вопреки своей новой природе? Наставьте человека в любом учении, и он не вернется к греховной жизни. Избрание Божие дает новую природу, поэтому даже если какое-то учение опасно, то новая природа будет охранять человека.
Только сумасшедший, скорее я должен назвать его зверем или дьяволом, может сказать: "Бог возлюбил меня еще до создания мира, мое имя Иисус хранит в Своем сердце, Он искупил меня Своей кровью, мои грехи прощены, я узрю лицо Бога, поэтому я буду ненавидеть Бога и жить во грехе". Вы можете показать мне это чудовище? Даже если вам удастся это сделать, то и тогда я не соглашусь с тем, что есть основания клеветать на избрание, утверждая, что оно делает людей безнравственными. Нет истины, подобной избранию, которая бы с такой силой влекла человека к святости. Возлюбленный Тобой безграничной любовью, которая не поколеблется и пребудет во веки, о, мой Бог, я желаю отдать всего себя на служение Тебе, и благодарность Богу за Его безмерную милость заставляет нас ходить в страхе Божьем, любить Его и служить Ему всей своей жизнью.
В заключение я предлагаю вам два вывода.
Первый: христиане, братья и сестры, избранные Богом и предназначенные ко спасению, помните о том, что это учение повсеместно отвергается. Однако вы не скрывайте его, ибо Христос сказал: "Кто постыдится слов моих, того постыжусь и Я". Но смотрите, чтобы не обесчестить эт