1. Избрание.
Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Второе послание к Фессалоникийцам 2:13-14
Если бы в священном Слове не было другого места, в котором бы говорилось об избрании, то этих стихов было бы достаточно для того, чтобы мы были вынуждены признать истинность великого и славного учения о том, что Бог уже давно избрал семью Своих детей. Но у человека, похоже, есть природная враждебность по отношению к этому учению, и, хотя почти все остальные учения принимаются христианами - одни с осторожностью, другие с радостью, - учение об избрании очень часто не принимается и отвергается. Во многих наших церквах считается большим грехом проповедь на тему избрания, потому что, как считают люди, в ней не может быть никакой "практической" пользы. Я убежден, что в этом они заблуждаются. Все, что открыто нам Богом, открыто с определенной целью. В Писании нет ничего, чему нельзя было бы под водительством Святого Духа найти практическое применение, ибо "все Писание богодухновенно и полезно" для достижения различных духовных целей. Конечно, основываясь на Писании, невозможно проповедовать свободную волю. И это нам хорошо известно, но Писание дает убедительное основание для практической беседы на тему о благодати. Учение о благодати приводит к прекрасным практическим результатам, когда истина о неизменной любви Бога проникает в сердца святых и грешников. И сейчас, я надеюсь, некоторые из вас, пораженные одним звучанием слова "избрание", скажут себе: "Хорошо, я внимательно послушаю, забыв о своих предрассудках, просто послушаю, что собирается сказать этот человек". Не закрывайте свои уши, решив что это учение - крайность. Кто дал вам право решать, является оно крайностью или нет? Для чего противопоставлять себя Божьему учению? Вспомните, что произошло с детьми, которые решили посмеяться над Божьим пророком: "Иди, плешивый! иди, плешивый!" Не говорите ничего плохого о Божьих учениях, чтобы дикое животное случаем не вышло из леса и не поглотило вас. На этом пути человека подстерегает и другое зло, помимо открытого суда с неба. Смотрите, чтобы оно не обрушилось на вашу голову. Отбросьте свои предрассудки, слушайте, что говорит Писание. А когда вы примете истину, если Богу будет угодно явить ее вашим душам, то не бойтесь признать это. Признать, что вчера вы ошибались, значит сказать, что сегодня вы стали чуть мудрее. Изменение мнения не бросает тень на вас, а, напротив делает честь вашему разуму и показывает, что вы растете в познании истины. Нет ничего постыдного в том, чтобы учиться, и отказываться от прежних учений и взглядов, и принимать то, что соответствует Писанию. Но если вы увидите, что это учение не соответствует Слову Божьему, тогда, чтобы я ни говорил и на какие бы авторитеты ни ссылался, прошу вас, если вы любите свои души, отвергните это учение. И если с этой кафедры вы услышите нечто, противоречащее Библии, то помните, что Писание обладает высшим авторитетом, и любой проповедник должен ему подчиниться. Мы не должны становиться на Библию во время проповеди, мы должны проповедовать, держа ее над головой. В конце концов, я хорошо осознаю, что гора истины выше, чем мы способны увидеть, тучи и тьма скрывают ее вершину, и мы не можем разглядеть ее пик. Но мы попробуем поговорить об этом настолько полно, насколько нам позволяют наши возможности. Однако мы смертны, мы ошибаемся, поэтому я призываю вас использовать свой разум. "Духов испытывайте, от Бога ли они". И если после серьезных размышлений на коленях вы придете к выводу, что учение об избрании ложно - а я с трудом могу поверить, что вы придете к такому выводу, - тогда откажитесь от него. Не слушайте проповеди о нем, но веруйте и исповедуйте то, что вы считаете истиной Слова Божьего. Это все, что я могу сказать в качестве вступления.
Итак, во-первых, я докажу истинность этого учения: "...Бог от начала... избрал вас ко спасению..." Во-вторых, я скажу несколько слов о безусловности избрания: "...Бог от начала... избрал вас ко спасению..." не для освящения, а "чрез освящение Духа и веру истине". В-третьих, покажу, что избрание вечно, потому что написано: "...Бог от начала... избрал вас..." В-четвертых, отмечу, что избрание личное: "...избрал вас..." После этого мы рассмотрим результаты этого учения, посмотрим, к чему оно приводит. И, наконец, если поможет нам Бог, мы поговорим о его последствиях. Мы сорвем цветок и, подобно пчеле, проверим, есть ли в нем нектар, может ли что доброе выйти из него, или в нем содержится одно только зло.
I. Во-первых, я постараюсь доказать истинность учения об избрании. И позвольте мне начать с argumentum ad hominen (Дословно с латинского: доказательство для человека; здесь: доказательство, основанное на убеждениях самих слушателей. - Прим. пер.). Я буду иметь в виду ваши привычные взгляды и мнения. Некоторые из вас принадлежат к англиканской церкви, и я рад видеть вас здесь. Хотя время от времени я очень резко говорю о государственной церкви, я все же люблю старую церковь, ибо к ней принадлежат многие благочестивые служители и выдающиеся святые. Я знаю, что вы твердо верите в те учения, которые зафиксированы в 39 статьях как истинные. Я напомню вам, что в этом документе говорится об избрании, поэтому, если вы доверяете ему, то не можете не принять избрание. Я прочитаю отрывок из 17 статьи о предопределении и избрании: "Предопределением к жизни называется извечный замысел Бога, в соответствии с которым (прежде создания мира) Он навсегда принял решение по Своей воле, тайной для нас, избавить от проклятия и осуждения тех, кого Он избрал во Христе из человечества, и привести их через Христа к вечному спасению как сосуды приготовленные для чести. Благодаря этому, одаренные Богом (люди) таким прекрасным даром в свое время в соответствии с замыслом Бога призываются Духом, по благодати они повинуются призыву, оправдываются даром, становятся детьми Божьими по усыновлению, делаются подобными образу его единородного Сына Иисуса Христа, верой совершают добрые дела и с течением времени по Божьей милости достигают вечной славы".
Как мне кажется, любой человек, принадлежащий к англиканской церкви, если он искренний и истинный верующий, должен твердо верить в избрание. Правда, если он обратится к "Книге общей молитвы", то найдет утверждения, противоречащие учению о благодати и Писанию в целом. Но статьи утверждают, что Бог избрал людей к вечной жизни. Не могу сказать, что мне по душе статьи как таковые, просто я хотел показать, что если вы принадлежите к официальной церкви Англии, то вы не должны возражать против учения о предопределении.
Я могу сослаться еще на один авторитетный источник в поддержку учения об избрании: старое вероисповедание вальденсов. (Вальденсы - последователи Пьера Вальдо, 1170 г. См.: Питер Джеффери, Настольная книга христианина, - Мн.: Церковь "Завет Христа". - Прим. пер.) Если вы обратитесь к старому символу веры вальденсов, который был сформирован в пору жесточайших гонений, то убедитесь, что выдающиеся защитники христианской веры без колебаний принимали это учение как истину от Бога. Я переписал из старой книги одну из статей их веры: "Бог спасает от растления и проклятия тех, кого Он избрал прежде создания мира не по благорасположенности, вере или святости, которые Он предвидел в них, а по одной только милости в Иисусе Христе Его, Сыне, пройдя мимо остальных [людей] в соответствии с непостижимой причиной, которая кроется в Его свободной воле и справедливости".
Как видите, я не учу ничему новому. Я с радостью провозглашаю мощное древние учение, которое окрестили кальвинизмом, но которое по своей сути истинно, есть учение открытое Богом в Иисусе Христе. Я возвращаюсь в прошлое и обращаюсь к отцам, апологетам и мученикам, которые протягивают мне руку общения. Если бы я был пелагианин или верил в свободную волю, мне пришлось бы идти через столетия в одиночестве; немногочисленные еретики, не заслуживающие уважения, назвали бы меня своим братом. Но, веруя в эту истину, я вижу в прошлых столетиях моих сотоварищей. Множество христиан придерживаются тех же убеждений, что и я, и признают их истинной верой Божьей церкви.
Я также приведу пример из старого баптистского вероисповедания. В этом собрании большинство присутствующих - баптисты, поэтому нам интересно узнать, чему учили наши отцы. Около двухсот лет назад баптисты собрались вместе и опубликовали свое вероисповедание, чтобы прекратить нападки на свои верования. Я открываю книгу, которую мы только что издали, "Баптистское вероисповедание". (На русском языке был издан краткий вариант, содержащий само вероисповедание и комментарии Чарльза Сперджена и Питера Мастерса, книга названа "Баптистское вероисповедание 1689 года". - Прим. пер.) В третьей, четвертой и пятой статьях я нахожу следующие утверждения: "По вечному решению Божьему некоторые люди и ангелы предопределены (или предназначены) к вечной жизни через Иисуса Христа для явления Его славы, в похвалу благодати. Иные же оставлены действовать в грехе своем, ожидая справедливого осуждения. Предопределенные таким образом ангелы и люди индивидуально и неизменно отмечены, количество их обозначено определен но, и его нельзя ни увеличить, ни уменьшить. Каждого человека, предназначенного для жизни, Бог избрал до сотворения мира согласно Его извечному и неизменному намерению и тайному замыслу по благоволению воли Своей. Бог избрал их во Христе для вечной славы единственно по Своей щедрой благодати и любви, не руководствуясь чем-либо в человеке, что могло бы побудить Его к избранию".
Что касается этих трех документов, написанных человеком, то я не собираюсь основывать свою веру на них. Мне не так уж важно, что они говорят "за" или "против" этого учения. Я использовал их лишь в качестве подтверждения нашей веры. Прошлое на моей стороне. А настоящее меня интересует меньше. Дайте мне прошлое, и я буду надеяться на будущее. Если настоящее противостоит мне, я не поколеблюсь. Для меня не имеет никакого значения, что большинство церквей в Лондоне отказались от великих фундаментальных Божьих истин. Если нас, непоколебимо верующих во всевластие нашего Бога, будет только горстка, если на нас будут нападать враги и даже наши братья, которые должны быть нашими друзьями и помощниками, то все это не имеет никакого значения, если на нашей стороне прошлое - целая армия мучеников и славное войско апологетов - наши сторонники. Свидетели истины на нашей стороне. Имея такую поддержку, мы не станем говорить, что мы чувствуем себя в одиночестве, но воскликнем: "Смотрите, Бог сохранил для себя семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом!" Но самое главное, конечно, что с нами Бог.
Библия и только Библия содержит великую истину. Слушатели мои, вы не верите ни в какую иную книгу, не так ли? Если бы я мог обосновать это учение при помощи всех христианских книг, если бы воспользовался Александрийской библиотекой для доказательства, вы бы не стали доверять моим словам ни на йоту больше. Но вы, конечно, поверите тому, что написано в Слове Божьем.
Я подобрал несколько мест, чтобы прочитать вам. Зная, что вы неохотно принимаете это учение, я с радостью обрушу на вас поток стихов, чтобы изумить вас, чтобы лишить почвы для сомнений по поводу этой истины. Позвольте мне обратиться к тем отрывкам, в которых люди Божии названы избранными. А если люди названы избранными , то, конечно, должно быть и избрание . Если Иисус Христос и Его апостолы обычно называли верующих избранными, то мы обязательно должны верить, что они ими являются, а иначе само слово теряет смысл. Иисус Христос говорит: "И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни" (Мк. 13:20). "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных". (Мк. 13:22). "И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба" (Мк. 13:27). "Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?" (Лк. 18:7)
Можно было бы также прочитать многие другие отрывки, в которых употребляется выражения "избранный", "предопределенный", "предназначенный", "Мои овцы", указывающие на то, что люди, принадлежащие Христу, отличаются от остальных. Но у каждого из вас есть симфония, поэтому я не буду утомлять вас перечислением стихов. В посланиях святые постоянно называются избранными. Например, в Послании к Колоссянам апостол Павел говорит: "Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие..." Когда он пишет Титу, то описывает себя так: "Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих..." Петр пишет "избранным , по предведению Бога Отца". Если вы обратитесь к посланиям Иоанна, то обнаружите, что тот довольно часто употребляет это слово. Он говорит: "Старец - избранной госпоже...", - а также: "Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной ". Мы помним и слова апостола Петра: "Приветствует вас избранная , подобно вам, церковь в Вавилоне..." В те дни не стыдились этого слова, не боялись говорить на эту тему. В наши дни этому слову придают самые разные значения, и, надо признать, некоторые люди искажают истинное учение, до такой степени, что оно становится бесовским учением. И многие, называющиеся верующими вступили в ряды антиномизма. Но неужели я должен стыдиться этого учения только потому, что некоторые люди извращают его? Мы не отступаем от истины, и тогда, когда ее извращают и когда она в почете. Если бы мы любили мученика еще до того, как его вздернули на дыбе, то еще больше полюбили бы его после того, как его начали пытать. Вздернутая на дыбе истина не превращается в ложь. Нам не нравится смотреть на издевательства над ней, но мы любим ее, даже когда ее пытают. Если вы обратитесь к посланиям древних отцов, то обнаружите, что они всегда обращались к людям Божьим как к избранным. Даже в общении рядовые члены церкви называли друг друга избранными, показывая тем самым свою веру в то, что все люди Божии были избраны Богом.
Теперь давайте обратимся к тем стихам Священного Писания, которые непосредственно преподают учение об избрании. Откройте каждый из вас свой экземпляр Библии, прочитайте Иоанна 15:16. Вы видите, что Иисус Христос избрал Себе людей, ибо Он говорит: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам". Затем Он говорит в 19 стихе: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир". Затем прочитаем 17:8-9: "Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои..." Обратимся к Деяниям 13:48: "Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни..." И как бы последний прочитанный мною отрывок не толковали, в оригинале очень ясно сказано: "...были предуставлены к вечной жизни...", и нам нет никакого дела до самых разных интерпретаций этого стиха. Едва ли есть необходимость напоминать вам о восьмой главе Послания к Римлянам, я уверен, что вы хорошо знакомы с этой главой и знаете ее главную тему. Начиная с 29 стиха, в ней сказано: "Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих?" Можно было бы прочитать всю девятую главу Послания к Римлянам, но в этом нет необходимости. Пока существует Библия, ни один человек не сможет обосновать арминианское учение. Даже самые изощренные искажения текста Писания не смогут изменить учение об избрании. Давайте прочитаем несколько стихов девятой главы: "...ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей: "больший будет в порабощении у меньшего"..." А теперь прочитаем стих 22: "Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе..." Давайте перейдем к Рим. 11:7: "Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились..." В 5-м стихе той же главы читаем: "Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток". И все вы, конечно, можете припомнить 1 Кор. 1:26-29: "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом". Вспомним также слова из 1 Фес. 5:9: "...Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа..." Я думаю этих примеров более, чем достаточно. Но если вы еще не убедились в истинности этого учения и вам нужны дополнительные свидетельства Писания, то на досуге без труда найдете их. Мне кажется, мои друзья, что такое колоссальное количество свидетельств Писания об избрании заставит изумиться всех, кто смеется над этим учением. Что нам сказать о тех, кто презирает избрание и отрицает Божественное происхождение этого учения, кто подвергает сомнению его справедливость, осмеливаясь называть Бога всемогущим тираном, когда они слышат о том, что Он избирает людей к вечной жизни? Могут ли они избавиться от Библии? Могут ли они взять писцовый ножичек Иегудия и вырезать слово Божие? (Ссылка на Иер. 36:23-24, где говорится об уничтожении послания от Бога: "Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне. И не убоялись, и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии". - Прим. пер.)
Уподобятся ли они женщине у ног Соломона, которая согласилась разрубить ребенка, чтобы получить свою половину? Не учит ли Писание избранию? Не должны ли они смириться перед ним и кротко принять истину, хотя и не понимают ее? Я не буду пытаться доказать справедливость Бога в избрании одних и оставлении других. Не мое дело оправдывать моего Господина. Он может сказать Сам за Себя, и Он говорит: "А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "Зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?" Кто скажет своему отцу: "Зачем ты произвел меня на свет?", а матери: "Зачем ты родила меня?" "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это". Кто ты, чтобы говорить против Бога? Трепещи и поцелуй Его жезл, преклонись и смирись перед Его скипетром. О, человек, не очерняй Его правосудие и не призывай Его к ответу, как судья!
Но кто-то скажет: "Это жестоко со стороны Бога избирать одних и оставлять других". Я спрашиваю у вас, есть ли здесь человек, который хотел бы быть святым, хотел бы родиться свыше, оставить грех и ходить в непорочности? "Да, есть, - ответит кто-то, - я хочу". Значит, Бог избрал вас. Но другой говорит: "Нет, я не хочу быть святым, я не хочу расставаться со своими страстями и пороками". Так почему же вы тогда недовольны тем, что Бог не избрал вас к этому? Ибо если бы вы были избраны, то, по вашему собственному признанию получается, что, вы не хотели бы быть избранным. Значит, если бы Бог бы избрал вас к святости этим утром, то вы не желали бы этого. Разве вы не признаете, что вы предпочитаете пьянство трезвости, обман честности? Вы любите удовольствия этого мира больше, чем веру. Так почему вы недовольны тем, что Бог не избрал вас к вере? Но если вы любите веру, значит, Бог избрал вас. Если вы желаете уверовать, значит, Бог избрал вас к этому. Как вы можете требовать от Бога дать вам то, что вы не желаете иметь? Предположим, я держу в руках что-то, что вы совершенно не цените, и я говорю, что отдам это какому-то человеку. У вас нет никакого права быть недовольным, что я не отдал эту вещь вам. Только по глупости можно быть недовольным тем, что другому человеку дали то, что вам совершенно не нужно. По вашему собственному признанию, многим из вас не нужна вера, не нужно новое сердце, не нужен правый дух, не нужно прощение грехов, не нужно освящение. Вы не хотите быть избранным к этому. Тогда как вы можете быть недовольны тем, что не избраны? Вы почитаете все это за сор. Так неужели вы будете обвинять Бога за то, что Он дал все это тому, кого избрал? Если вы верите, что все это есть благо и жаждете его, тогда это благо предназначено вам. Бог щедро дает всем, кто желает Его даров. Он дает им это желание, иначе они сами никогда не возжелали бы их. Если вы любите их, значит, Бог избрал вас для них, и вы можете получить их. Но если вы не любите благословения, то кто вы, чтобы обвинять Бога, в то время как ваша собственная воля удерживает вас от того, чтобы любить их, ваше собственное "я" вынуждает вас ненавидеть их? Предположим человек на улице говорит: "Позор для этой церкви, так как для меня не оказалось в ней места, а я хотел послушать их проповедника". Предположим, он также говорит: "Я ненавижу этого проповедника, и не принимаю того, чему он учит, но все равно позор для этой церкви, что мне не хватило места в ней". Неужели человек может так говорить? На такое заявление некоторые из вас ответили бы: "Этому человеку не нужна проповедь проповедника этой церкви. Так почему же он недоволен тем, что другим людям досталось то, что он не ценит и на грош?" Вам не нравится святость, вам не нравится праведность, и если Бог избрал меня, чтобы получить их, неужели Он сделал вам что-то неприятное? "Но, я думал, - скажет кто-то, - это означает, что Бог избрал одних для рая, а других для ада". Нет, это совсем не то, чему учит Евангелие. Бог избрал людей к святости и праведности, а посредством этого - к небесам. Нельзя говорить, что Бог просто избрал одних к раю, а других к аду. Он избрал вас к святости, если вы любите святость. Если кто-то хочет быть спасенным через Иисуса Христа, значит, Иисус Христос избрал вас ко спасению. Если кто-то из вас желает получить спасение, то вы избраны ко спасению, если желаете этого серьезно и искренно. Но если вы не желаете, тогда почему упрямо проявляете недовольство Богом из-за того, что Он дал другим то, чего вы не желаете?
II. Таким образом, я постарался показать истинность учения об избрании. А теперь я кратко коснусь вопроса безусловности избрания, т.е. объясню, что оно не зависит от того, что мы из себя представляем. Во 2 Фес. 2:13 сказано: "...Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению". Но наши оппоненты утверждают, что Бог избирает людей потому, что они хорошие, Он избирает их на основании того, что они совершают много дел. Тогда я задаю вопрос: "На основании каких дел Бог избирает людей?" Дел, которые мы обычно называем "делами закона", т.е. на основании послушания творения Творцу? На это мы отвечаем, что если человек не может быть оправдан делами закона, то тем более он не может быть избран на основании дел закона: если добрыми делами нельзя оправдаться, то ими нельзя и спастись. Другие говорят: "Бог избирает людей, предвидя их веру". Но Бог дает людям веру, поэтому Он не мог избрать их на основании того, что Он предвидел ее. Допустим, на улице я встречаю двадцать нищих и одному из них даю шиллинг. Можно ли сказать, что я решил дать этот шиллинг потому, что избрал человека к обладанию этим шиллингом на основании предвидения того, что у него будет эта монета? Это абсурд. Также абсурдно утверждение, что Бог избрал людей на основании того, что Он предвидел их веру, которая есть спасение в зародыше. Вера есть дар от Бога. Любая добродетель исходит от Него. Поэтому вера людей не могла побудить избрать их ко спасению, потому что она является Его даром им. Избрание, несомненно, безусловно и не зависит от тех добродетелей, которыми святые будут обладать в будущем. Даже если бы верующий был так же свят и предан Господу, как апостол Павел, отважен, как апостол Петр, любвеобилен, как апостол Иоанн, то и тогда он не имел бы права требовать что-либо от своего Создателя. Я не знаю ни одного христианина, к какой бы деноминации он ни принадлежал, который бы считал, что он избран Богом на основании предвидения каких-то его добродетелей и заслуг. Братья мои, лучшие жемчужины в ожерелье святого несовершенны. К ним подмешано что-то, чуждое драгоценному жемчугу. Прекраснейшая из наших добродетелей не избавлена полностью от плотского. Чем ближе мы к святости, тем лучше это ощущаем, и мы говорим:
Христос умер за меня - Последнего из грешников.
Наша единственная надежда, единственное упование зиждутся на благодати, явленной в Иисусе Христе. И у меня нет никаких сомнений в том, что мы должны полностью отвергнуть идею о том, что наши добродетели, являющиеся дарами Господа, Его насаждениями, могли стать причиной Его любив к нам.
"Кого пожалеть, пожалею". Он спасает, потому что так хочет. А если вы спросите, почему Он спас меня, я могу лишь сказать, что Он так захотел. Есть ли во мне что-нибудь, что могло бы побудить Бога избрать меня? Нет, во мне нет ничего, я не заслуживаю благосклонности Бога. Когда Бог спас меня, я был одним из худших представителей рода человеческого. Я был перед ним, как дитя в кровях. (Ссылка на Иез. 16. - Прим. Пер.) Я не был способен помочь себе даже в малой мере. О каким пропащим человеком я ощущал себя и, конечно же, был им! Может быть, в вас Бог увидел нечто хорошее, но не во мне. И я доволен тем, что спасен по благодати , чистой благодатью, - ибо у меня нет заслуг. Возможно, они есть у вас, но не у меня. Я вынужден петь:
О благодать, спасен тобой
Я из пучины бед...
III. В-третьих, избрание вечно. Бог от начала избрал вас к вечной жизни. Может ли хотя бы кто-нибудь сказать, когда было начало? Долгое время мы думали, что начало было тогда, когда Адам впервые ступил на землю. Но потом выяснилось, что Бог тысячелетиями готовил бесформенную материю для обитания человека, заселял ее разными видами животных, которые умирали и оставляли после себя следы Его великого творчества, прежде чем Он приступил к сотворению человека. Но и это не было началом, ибо откровение указывает на то время, когда родились утренние звезды, когда созвездия, словно роса с пальцев утра, стекали с рук Божиих, когда Он создал бесчисленные миры, отправил в путь кометы, чтобы они блуждали в пространстве, ища место покоя. Мы возвращаемся к прошедшим векам, когда были сотворены звезды и галактики, но мы еще не достигли начала. Пока мы не обратимся ко времени, когда мысль о вселенной была лишь только в уме Бога, пока мы не вступим во владения вечности, в которой жил один только Бог Творец, мы ничего не узнаем о начале. Мы можем идти назад тысячелетия за тысячелетиями. Мы, если можно так выразиться, могли бы идти назад вечность за вечностью и никогда не столкнуться с началом. Наши крылья устанут, наше воображение истощится. Даже если бы оно было величественнее и быстрее молнии, сверкающей в великолепии и силе своей ярости, то и тогда оно иссякло бы прежде, чем мы достигли бы начала. А Бог от начала избрал Свой народ, когда невесомый эфир еще не колебался от прикосновения крыла ангела; когда у пространства еще не было берегов, когда оно еще просто не родилось; когда ни голос, ни шепот не нарушали царство молчания; когда не было ни существования, ни движения, ни времени, а только один Бог, облаченный в Свою вечность. Когда еще не было ни ангела, чтобы спеть песню, ни херувима предстать пред лицо Божие, ни одного живого существа, ни самих колес колесницы Божественного провидения, уже тогда "в начале было Слово", и в начале народ Божий был одно со Словом, и в начале Бог избрал людей к вечной жизни. Наше избрание вечное. Я не буду останавливаться, чтобы доказать это, я просто повторяю эту мысль для тех, кто с ней еще не знаком, чтобы они могли составить представление, что значит вечное и безусловное избрание.
IV. Далее, о том, что избрание личное. Наши оппоненты пытаются опровергнуть учение об избрании, утверждая, что избрание относится только к народам, а не к отдельным людям. Но апостол говорит: "...Бог от начала... избрал вас ко спасению..." Самая неудачная уловка, пытаться доказать, что Бог избирает не людей, а народы, ибо то же самое возражение можно выдвинуть против избрания целых народов, что и против избрания отдельных людей. Если несправедливо избрать человека, то тем более несправедливо избрать народ, ибо народ является объединением огромного числа людей, и поэтому избрание народа является намного более ужасным преступлением (если предположить, что избрание есть преступление), чем избрание одного человека. Несомненно, избрать тысячу - хуже, чем избрать одного. Отличить один народ от всех остальных - значит, совершить еще более нелепое деяние, чем избрать одно несчастное создание и оставить другое. Народ состоит из отдельных личностей, не так ли? Из одного человека, другого, третьего... И если вы скажете мне, что Бог избрал евреев, я отвечу, что Он избрал и одного еврея, и другого, и третьего. Если вы говорите, что Он избрал Британию, то я отвечу, что Он избрал каждого британца в отдельности. Так что в итоге нет никакой разницы между избранием народов и отдельных людей. Избрание является личным, иначе не может быть. Любой человек, читающий эти слова из Второго послания к Фессалоникийцам, поймет, что Писание говорит о каждом верующем в отдельности и считает его объектом Божественного избрания. Избрание личное.
V. Перехожу к мысли о том, что избрание приводит к хорошим результатам : "...Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению..." Сколько людей имеют в корне неправильное представление об избрании! И как горит мое сердце, когда я вспоминаю, к какими ужасным последствиям приводило искажение славной Божьей истины! Сколько людей говорили себе: "Я избран", - и опускали руки в бездействии, а некоторые поступали еще хуже! Они говорили: "Мы избранные Божии", - и упорно творили беззакония. Они были скоры на любое нечистое дело, потому что они говорили себе: "Я избранное дитя Божие независимо от моих дел, поэтому я могу жить, как мне заблагорассудится". О возлюбленные! Я хочу предупредить каждого из вас, чтобы вы не искажали таким образом истину. Доведя какую-то мысль до крайности, мы можем превратить то, что было приготовлено как сладкий напиток для нас, в ужасную отраву, ведущую к гибели. Я уверяю вас: тысячи людей нанесли себе серьезный вред неправильным пониманием истины об избрании, утверждая: "Бог избрал меня к небесам и к вечной жизни". Они забыли, что написано в Библии: "...Бог... чрез освящение Духа и веру истине избрал вас..." Божие избрание - это избрание к освящению и вере. Бог избирает людей, чтобы они были святы и чтобы они веровали. Многие ли из нас веруют? Кто в нашем собрании, положа руку на сердце, может сказать: "Я уверен в Боге, что я освящен"? Если кто-то из вас говорит: "Я избран", - то я напомню вам, что всю прошлую неделю вы извергали ругательства из своих уст. Если кто-то говорит: "Думаю, я избран", - то напрягите свою память, чтобы не забыть о всех тех грехах, которые вы совершили за последние шесть дней. Еще кто-то заявляет: "Я избран", - тогда я посмотрю ему прямо в глаза и воскликну: "Избранный ! Ты самый большой лицемер, и не более того". Многие из тех, которые утверждают: "Мы избраны", - пренебрегают престолом благодати и не молятся. О возлюбленные! Не думайте, что вы избраны, если вы не святы. Вы можете прийти ко Христу как грешники, но вы не можете прийти к Нему как избранные, пока не увидите, что вы святы. Не извращайте моих слов, не говорите себе: "Я избран", - продолжая жить во грехе. Это невозможно. Избранные Божии святы. Они не до конца чисты, они несовершенны, они не без порока. Но, если взять их жизнь в целом, они святы. Они отличаются от других людей. И никто не может считать себя избранным, если он не свят. Он может быть избранным, находясь во тьме, но он не имеет права верить, что он избран: ни тот, ни другой не могут узнать о своем избрании, если не видно признаков этого избрания. Когда-нибудь такой человек, возможно, оживет, но в данный момент он мертв. Если вы ходите в страхе Господнем, стараетесь угодить Богу и повинуетесь Его заповедям, тогда не сомневайтесь в том, что прежде создания мира ваши имена были записаны в книге жизни Агнца. И если вам покажется это очень сложным, то вот вам еще один признак избрания - вера: "...через... веру истине...". Всякий, верующий в Божью истину, верующий в Иисуса Христа, избран. Я часто встречаюсь с несчастными душами, которые дрожат от страха и мучают себя сомнениями: "А если я не избран?" "О сэр, - говорят они, - я знаю, что доверился Иисусу, я знаю, что уверовал в Его имя и Его кровь. Но вдруг я не избран?" Бедный человек! Ты еще не очень хорошо понял Евангелие, если так говоришь, ибо всякий верующий избран. Избранные избраны к освящению и вере, и если у вас есть вера, значит, вы один из Божьих избранных. Вы можете и должны знать об этом, ибо это совершенно точно. Если вы грешник и смотрите на Христа и говорите: "У меня нет ничего, кроме креста Христова", - значит, вы избраны. Я не боюсь того, что избрание напугает святых или грешников. Многие богословы говорят людям, ищущим Бога: "Забудьте об избрании и не думайте о нем". И это очень плохо, потому что таким образом нельзя помочь несчастным душам. Если бы человек действительно перестал думать об избрании, то в таком совете был бы, возможно, смысл, но он не может забыть о нем. Лучше сказать такому человеку, что если он верует в Иисуса Христа, значит, он избран. Если вы возложите все свое упование на Христа, вы избраны. Уверяю вас, самого большого грешника, во имя Христа заверяю вас, что если вы обратитесь к Богу, не рассчитывая на свои дела, будете надеяться на кровь и праведность Иисуса Христа, если вы по-настоящему доверитесь Ему, вы избраны, вы возлюблены Богом еще прежде создания мира, ибо вы не могли бы уверовать, если бы Бог не дал вам для этого сил и не избрал вас к уверованию. Предав себя в руки Христа и желая быть спасенным Им, вы находитесь в полной безопасности. Но не думайте, что кто-нибудь может быть спасен без веры и без святости. Не надейтесь, мои слушатели, что в когда-то было принято решение спасти ваши души без веры во Христа. Это отвратительная и вредная ересь, которая привела к гибели тысячи людей. Пусть избрание не будет для вас подушкой для сна, чтобы с вами не случилось то же. Да запретит мне Бог шить чародейные мешочки для подмышек, чтобы вы могли удобно покоиться в своих грехах. (Ссылка на Иез. 13. - Прим. пер.) Грешник! Библия не позволяет замалчивать грехи. Если ты осужден, если ты потерян, о человек, то в Библии ты не найдешь ни одной капли воды, чтобы охладить свой язык, ни одного учения, чтобы оправдать свою вину. Вы сами будете виноваты в своем проклятии, ибо ваши грехи заслуживают этого; не уверовав, вы будете осуждены. "Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих..." "Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь". Не думайте, что избрание извиняет грех, даже не мечтайте об этом, не убаюкивайте себя благостными размышлениями о том, что вы не несете ответственности. Вы ответственны за свои поступки. Я должен проповедовать вам оба учения: о всевластии Бога и об ответственности человека. Я должен говорить об избрании, я также должен побеспокоить ваши души и вложить в них истину Божию о вере. Я должен напоминать вам, что, хотя написано: "...ибо только во Мне опора твоя" - перед этим сказано: "Погубил ты себя, Израиль..."
VI. И в заключение мы поговорим об истинных результатах правильно понятого учения об избрании. Во-первых, отметим, на что учение об избрании может подвигнуть святых Божиих, а во-вторых, что может дать это учение грешникам, если Бог благословит е