10. Признаки избрания.
...Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого... Первое послание к Фессалоникийцам 1:4-6.
Возможно, после чтения этих стихов кто-то скажет: "Зачем проповедовать на такие сложные темы, как избрание?" Мой ответ таков: учение об избрании содержится в Слове Божьем, а все, что есть в Библии, должно быть проповедано. "Но некоторые истины лучше скрывать от людей, - скажете вы, - чтобы люди не обратили их себе во зло". Это подход папской церкви, именно так рассуждают священники, лишившие людей Библии. Они не разрешали читать Библию обычным людям, чтобы не было беды. "Но, - слышу новый вопрос, - разве не опасны некоторые учения?" Нет, не опасны, но их надо мудро преподносить. Истина не может быть опасной, опасны заблуждения и недомолвки. "Но разве люди не используют учение о благодати как повод ко греху?" Да, я должен согласиться с вами, что такое случается. Но, может быть, нам следует отказаться от использования веревок, потому что некоторые ненормальные вешаются на них? Может быть, нам отказаться от ножей, потому, что они используются для совершения преступлений? Конечно же, нет. Кроме того, не забывайте о том, что люди читают Писание, думают об учениях, изложенных в нем, и нередко приходят к неверным выводам. Кто укажет им путь, если мы, проповедующие Слово, будем держать язык за зубами?
Я знаю, что некоторые люди, придерживающиеся учения об избрании, стали антиномианами. Но они и так нашли бы оправдание своим преступлениям, даже не прибегая к помощи учения об избрании. Солнце помогает расти и сорнякам, и культурным растениям, но виновато не солнце. Однако, на мой взгляд, большему распространению антиномизма способствуют те, кто отрицает учение об избрании, а не те, кто его поддерживает. Одно из доказательств тому мы видим в Шотландии, где вы едва ли найдете церковь, проповедующую крайний кальвинизм, потому, что вся шотландская церковь в целом придерживается нормального кальвинистского учения и ее служители, как правило, проповедуют его во всей полноте, показывая, как оно согласуется с остальными христианскими доктринами.
Возьмите любое учение и проповедуйте только его, и вы неизбежно начнете это учение искажать. Самое прекрасное лицо в мире, с самыми привлекательными чертами превратится в уродливую физиономию, если позволить одной черте разрастись до гигантских размеров, сохранив при этом остальные черты прежними. Красота заключается в пропорции, и проповедовать все истины в правильной пропорции, не скрывать ни одну и не уделять ни одной чрезмерное внимание - значит проповедовать всю истину так, как это делал бы сам Христос. И мы можем надеяться, что Бог благословит проповедь всего Евангелия. Эти рассуждения - своеобразное вступление к тому, о чем мы будем говорить дальше.
I. В чем заключается учение об избрании ? Давайте постараемся понять это, основываясь на словах апостола Павла: "...зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия...". Существует такое явление, как избрание . Бессмысленно отрицать, что человек свободен, однако, это не значит, что он обладает свободной волей. Лютер, отрицая наличие свободной воли у человека, говорил так: "Свободная воля - это имя, за которым ничего не стоит". Джонатан Эдвардс также блестяще опроверг идею о свободной воле. Бог обладает абсолютной властью, поступает так, как хочет, и Его воля в высшей степени добра. Человек поступает в соответствии с ухищрениями своего собственного сердца. Однако над ним господствует мудрая и всемогущая сила Божия, которая обращает гнев человеческий (неподвластный грешному человеку) к славе Божией. Как то и другое может быть одновременно истинным, я не знаю. И нам совершенно необязательно ни в этой жизни, ни в будущей знать решение этой проблемы. Я не уверен, что на небесах мы сможем понять, как согласуются свобода человека и всевластие Бога, но и первое, и второе является великой истиной. Бог все предопределил, и все же человек несет ответственность за свои поступки, ибо он поступает свободно, не по принуждению извне, например, когда он грешит и упрямо не повинуется Богу. Но все, кто спасены, скажете вы, спасены потому, что уверовали. Бесспорно, это так. Это чистейшая истина, и да не позволит мне Бог когда-либо отрицать ее. Но почему они уверовали? Они уверовали благодаря воздействию Божьей благодати на их сердца. И поскольку каждый спасенный человек признает это, поскольку каждый верующий согласен с тем, что Бог сделал для него больше, чем для тех, кто не покаялся, значит, именно Бог провел грань между уверовавшими и неуверовавшими. Никому еще не пришло в голову предъявить Богу претензии из-за того, что Он сделал некоторых людей иными по сравнению с остальными. И я не понимаю, почему кто-то недоволен тем, что Бог планировал сделать некоторых людей другими, а ведь именно в этом заключается учение об избрании. Я спасен, но не благодаря чему-то доброму во мне, и если вы спасены, то вы с готовностью признаете, что вы отличаетесь от не спасенных лишь благодаря милости и любви Божьей. Учение об избрании просто констатирует, что Бог заранее намеревался сделать то, что мы сейчас наблюдаем как несомненный факт: люди по-разному воспринимают Евангелие. Другими словами, Бог дает милость всем, но некоторым Он дает настолько больше милости, что они неизбежно обретают спасение и вечную жизнь.
Бог избирает людей по Своей воле, избирает тех, кого Ему угодно избрать. И кто дерзнет призвать Его к ответу? "Разве я не властен в своем делать, что хочу?" - говорит хозяин виноградника из притчи. Этими словами Иисус отвечает всем недовольным. "А ты кто, человек, что споришь с Богом?" - после этих грозных слов должен замолчать всякий, кто хотел бы подвергнуть сомнению справедливость Бога. У Бога есть право, поскольку мы преступники перед Ним, наказать нас. И, будучи Царем вселенной, Он поступает, конечно, мудро, но всегда исключительно по Своей воле. Его действия всегда оправданы, потому что за ними стоит Его святая воля. Таким образом, Бог избирает по Своей воле.
Кроме того, избрание безусловно . По каким бы причинам Бог ни избирал людей, ясно одно, что причиной избрания не является что-либо доброе в человеке. Человек избран, потому что Бог так захотел. И больше мы ничего не можем сказать. Отвечая на вопрос о причинах избрания, мы не можем пойти дальше, чем нам открыто в словах Христа: "Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение". На этом мы вынуждены остановиться, ибо ни философия, ни Писание не могут повести нас дальше. Избрание не только свершается по воле Бога, независимо от человека, но оно совершается также раз и навсегда - т.е. оно необратимо . Избрав некоторых людей, Бог уже никогда не изгоняет их, не отменяет принятого Им решения, ибо написано: "Дары и призвание Божие непреложны". Если Бог решил, кто может изменить Его решение?
Избрание всегда действенно, ибо "кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил".
Избрание совершается в отношении каждого человека в отдельности - оно индивидуально . Бог призывает Своих детей по одному, окликая их по имени. Он выводит их так же, как Он выводит звезды, и вводит их в Отчий дом на небесах.
Таким образом, мы определили, в чем состоит учение об избрании. И на этом мы остановимся. Наша цель сегодня не в том, чтобы объяснить это учение, а указать на некоторые распространенные заблуждения, которые возникают в связи с его пониманием. Я знаю, дорогие друзья, что некоторые из вас настолько боятся этого учения, что одно упоминание о нем вызывает у вас беспокойство. Встретив на своем пути льва, вы бы испугались меньше, чем читая об этом учении в Писании или слыша о нем с кафедры.
II. Во-вторых, мы обратим внимание на то, на чем основывается учение об избрании , и постараемся, если сможем, ответить на те возражения, с которыми нам приходится сталкиваться.
Вспомните, пожалуйста, о том, что вы не можете знать об избрании в начале своей духовной и религиозной жизни. Не думаю, что кто-нибудь стал бы учить своих детей произносить молитвы задом наперед, начиная с "Аминь". И вы начинаете не с того конца, если желаете узнать о своем избрании, прежде чем обратились к Богу с покаянием и верой в Иисуса Христа. Избрание - это материал для студентов старших курсов. В первую очередь надо научиться вере и надежде в начальной школе, в которую мы все должны ходить, чтобы быть умудренными во спасение. Если бы ребенку попал в руки учебник по алгебре и он попробовал разобраться в нем, то вскоре сказал бы себе: "Я никогда не получу образования, потому что я ничего не понимаю". Затем он открывает книги из греческой классики и сталкивается с тем же: "Я не могу ничего понять". И такому ребенку вы бы сказали: "Дорогой мой мальчик, забудь пока об этих сложных книгах. Для тебя есть книга получше - букварь. Выучи сначала алфавит, а потом постепенно ты дойдешь и до этих книг". Так и с нами. Доверие Христу - это первое, что вам необходимо узнать, а после этого вам постепенно откроется славное и великое учение о предвечных решениях Бога. Но не начинайте с избрания. Вы измучаетесь и погубите себя, вы заблудитесь в дремучем лесу и не извлечете из этого никакой пользы.
Очевидно также, что учение об избрании (мы не будем сейчас дискутировать на эту тему) не может противоречить ясным обещаниям Бога, которые мы находим в Писании. Слово Божие говорит: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас", "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром", "...<Иисус> может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу". Я мог бы долго приводить примеры обещаний, данных всем людям. И невозможно ограничить, сузить евангельский призыв уверовать во Христа и иметь жизнь вечную. "Жаждущие! идите все к водам..." Вы понимаете, о какой категории обещаний я говорю? Сам Бог обращается к вам с этими словами. Придите к Иисусу Христу и будьте уверены, что учение об избрании никоим образом не станет препятствием на вашем пути, вы будете танцевать от радости при встрече с Отцом. Учение об избрании будет подобно блюду на праздничном столе, который отец приказал накрыть для своего вернувшегося блудного сына, и вы сможете вполне насытиться им. Учение об избрании не оттолкнет вас от Христа, не помешает вам возложить на Него все свое упование.
Вместе с тем учение об избрании не освобождает человека от ответственности. В чем заключается ваша ответственность? "Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Которого Он послал". Вы полностью ответственны за это, так что "неверующий уже осужден, потому что не уверовал". Неверие - одна из главных причин осуждения человека. Писание называет его величайшим грехом. О духе истины написано так: "Он, придя, обличит мир о грехе... о грехе, что не веруют в Меня". Таким образом, Бог ясно повелевает вам сегодня поверить во Христа и довериться Ему, и об этом вы должны побеспокоиться. Можете быть абсолютно уверены, что если вы будете ссылаться на учение об избрании как на оправдание своего неподчинения повелению Бога, то вы не оправдаетесь ни перед людьми, ни перед Богом. Бог повелевает вам уверовать, а повеление Бога не может быть отменено никаким другим учением. Да поможет вам Бог уверовать, ибо избрание не снимает с вас обязанности верить. Евангелие повелевает вам, а избрание через действие Святого Духа дает вам силы. Ваша обязанность - поверить, но никто еще не был спасен по обязанности, ибо спасение - дар от Бога. Сейчас вы должны обратить свой взор только на Христа, а не на предвечные решения Отца, которые в будущем откроются вам во Христе. Вы должны сначала обратиться ко Христу, а только потом к Отцу, ибо Он говорит: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня". Вам нужно пройти через крест, прежде чем вы сможете подойти к предопределению. Путь к избранию лежит через искупление, и обходной дороги нет.
III. В-третьих, давайте обратим внимание на признаки избрания. Апостол Павел недвусмысленно говорит о том, что он знал об избрании фессалоникийцев. Как он смог узнать о нем? Мы можем судить об избрании Божьем по тем же признакам, по которым его определял апостол Павел.
Нам известны люди, которые утверждают, что знают о своем избрании на основании одной лишь только своей беспардонно самонадеянности. Они вбили себе в голову, что избраны и, хотя живут во грехе и наслаждаются им, воображают, что Бог избрал их. Однако ни один человек не имеет права быть уверенным в своем избрании на основании одной своей беспардонной самонадеянности.
Мы знакомы и с другими людьми, которые считают себя избранными, потому что они видели какие-то особые сны или видения. И их они считают доказательством своего избрания! Но сны также не годятся в качестве признака избрания, как паутина не годится в качестве одежды. Видения не помогут им в день суда, так же как вору не помогут угрызения совести, когда нужно будет представить обстоятельства, смягчающие его вину. Вы можете увидеть сладкий сон о том, как вы попадаете на небо, в вашей голове на этот счет может быть сколько угодно мыслей, но они в вашей голове, а не в Слове Божьем. Нам нужно более верное свидетельство, чем сны и видения, и если у нас нет его, то сохрани Господь, чтобы мы попусту ублажали себя мыслью о том, что мы избраны. Я слышал, как один человек за кружкой пива сказал, что он больше, чем кто-либо, уверен в том, что он дитя Божие, хотя на самом деле глубже, чем другие нырял в кружку. Если бы он сказал, что он - один из детей дьявола, то был бы абсолютно прав. Когда безнравственные люди, постоянно живущие во грехе, болтают о том, что они дети Божии, нам сразу все становится ясно. Мы сразу же узнаем дикую яблоню, увидев ее плоды. Также легко мы можем узнать, какого духа человек, посмотрев на его дела и образ жизни. О, как неприятно и отвратительно слушать заявления людей, чей характер и тайная жизнь начисто лишены христианских добродетелей, о том, что у них есть ключи от небес, что они могут открыть их для кого угодно и закрыть, перед кем захотят. Да будет благословен Бог за то, что мы не находимся под властью таких людей, ибо на земле не было более ужасных тиранов, чем они, и более отвратительного царства пороков, которое могло бы быть утверждено ими, если бы им было позволено. "Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает". "Старайтесь иметь... святость, без которой никто не увидит Господа". Если благодать не делает нас святыми, научая отвергать нечестие и мирские похоти, то такая благодать нам не нужна. Братья, если мы избраны Богом, должны существовать явные признаки этого.
В чем же заключаются эти признаки по словам Павла? Их четыре. Во-первых, Слово Божие с силой приходит к человеку. Смотрите, что говорит апостол: "...наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе..." Евангелие проповедуется всем, но с силой только некоторым. Сила Евангелия не зависит от красноречия проповедника, иначе бы человек был бы способен обращать души к Богу. Сила кроется не в образованности оратора, иначе спасение давалось бы мудростью человека. Сила, обращающая людей заключается не в простоте речи, не в умении подстраиваться под аудиторию. Все это играет второстепенную роль. Главная причина обращения людей в другом. Сила, способная обратить человека, не в эмоциях проповедника. Многие плачут в театре, многие плачут, слушая пророческую проповедь в церкви. Животные инстинкты реагируют и на хорошую игру актеров на театральных подмостках, и на умелые речи Божьих служителей. Нет, нужна иная сила, без которой проповедь обращается в ничто. Мы можем проповедовать, пока не посинеют наши языки, пока легкие не перестанут дышать, но ни одна душа не обратится к Богу, если нам не будет содействовать тайная сила Святого Духа, изменяющая волю человека. О друзья! Мы с равным успехом можем проповедовать и каменной стене, и человеку, если Дух не будет сопровождать Слово, наделяя его силой обращать людей. Рассказывают историю о том, как Роуланд Хилл встретил вечером человека, который был пьян, но еще мог говорить. Тот человек сказал: "Мистер Хилл, я - один из ваших обращенных". "Да, - ответил он, - скорее всего так оно и есть. Но если бы вы были одним из обращенных Богом, то не были бы в таком состоянии, как сейчас". Люди, обращенные нами, не стоят ломаного гроша. Если кто-то обращен человеком, то он может быть и отвращен от Бога человеком. Если чье-то обаяние или ораторское мастерство привлекли их ко Христу, то обаяние и красноречие другого человека могут отвратить их от Христа. Подлинное обращение - дело Святого Духа и только Святого Духа. Мои слушатели, чувствовали вы когда-нибудь, слушая проповедь Слова, как Божья сила наполняет вашу душу? И не важно, где эта проповедь звучала, в Вестминстерском ли аббатстве, в соборе св. Павла или в Табернакле, либо на специальном собрании в каком-нибудь театре. Место не играет никакой роли. "Ну что же, - скажете вы, - я был впечатлен". Ах, нет, это слишком быстро прошло. Почувствовали ли вы, как вместе со Словом в вас вошло нечто, что вы не могли понять, что оно одержало верх над вашим сердцем, словно поразило вас мечем и при этом нанесло не плотскую рану, а разделило вашу внутренность, отделило дух от души, составы от костей?
Подлинно избранные Богом люди могут рассказать примерно следующее: "Одно время Слово было для меня десятиременной плетью, которая стегала мои плечи и спину каждый раз, когда я слышал проповедь. Оно глубоко ранило меня. Я трепетал. Я видел, что Бог ведет войну против меня. Я понял, что я должник, который не может выплатить долга, что я вступил в спор со своим Создателем, и не мог сопротивляться Ему. Я был обнажен к своему стыду, увидел, что покрыт проказой с головы до ног, что я банкрот и преступник, которого вот-вот должно постигнуть справедливое наказание". Воистину, Слово Божие пришло к вам в силе. "Кроме того, - продолжаете вы, - я помню, как истина наконец-то проникла в мое сердце и заставила буквально прыгать от радости, ибо она сняла с меня бремя, указала на силу Христа спасти меня. Я знал истину и до этого, но теперь я почувствовал ее. Я понимал, что Христос мог спасти меня, но это потом "дошло" до меня. Я обратился к Иисусу таким, как был. Я прикоснулся к краю Его одежды и был исцелен. Я обнаружил, что Слово не было выдумкой, что оно совершенно реально. Я слышал десятки проповедей, но всякий раз оратор напоминал мне музыкантов, играющих абстрактную мелодию, и вот однажды я понял, что он обращается ко мне. Сначала он привел меня к судилищу Божьему, и, стоя там, я слышал устрашающие раскаты грома. А затем он привел меня во святое святых и я увидел кровь на крышке ковчега завета, и, возвращаясь домой, я шел переполненный радостью от того, что мои грехи омыты". Я снова спрашиваю вас, достигало ли вас Слово с такой силой? Обличало ли вас Слово с тех пор, как вы обратились? Лишало ли оно вас порой всякой надежды? Не случалось ли так, что после проповеди вам казалось, будто ураган пронесся по лесу ваших мыслей, сметая все на своем пути и открывая мертвое, что вам до этого казалось живым? Ощущали ли вы, уходя с богослужения домой, что в церкви присутствовал Бог, и другого объяснения не может быть? Что не мог проповедник так смотреть в ваши глаза, что это был Сам Бог? Что Сам Бог вы вернул ваше сердце наизнанку, наполнил его любовью и светом, истиной и радостью, миром и жаждой святости? Ощущали ли вы такое? Если Слово Божие не воздействует с силой на вашу душу, вам недостает одного из признаков избрания.
Заметьте, я не говорю, что так будет всегда. Нельзя рассчитывать на то, что всякий раз вы будете ощущать себя так, словно Бог поговорил с вами. Нередко в этом виноват сам проповедник, и с болью в сердце он признает это. Как может один и тот же человек постоянно проповедовать и не чувствовать иногда, что он не годится быть устами Божьими? Но даже слова сельского проповедника, если он проповедует истину, будет сопровождать Святой Дух. Не деревенский парень и не архиепископ добиваются результата, а Слово - живое и действенное. Вы лишены свидетельства избрания, если Слово не приходит к вам в явлении Духа и силы. Люди приходят и слушают проповеди, а после спрашивают: "Ну, вам понравилось?" И кто-то отвечает: "Да, очень неплохо", - а другой говорит: "А мне - нет". Неужели вы думаете, что мы зависим от дыхания ваших ноздрей? Неужели вы думаете, что истинные служители Божьи, беспокоятся о ваших мнениях? Конечно, нет. И если вы скажете: "Мне понравилась проповедь", - то любой из них может ответить: "Так, значит, я сказал что-то не то, а иначе вы должны были бы рассердиться, иначе Слово поразило бы вашу совесть, как ножом". И вы бы могли сказать: "Я и не думал, нравится мне проповедь или нет, я думал о том, нравлюсь ли я сам себе, нравится ли мне мое положение перед Богом. Меня беспокоило только одно: принят я Христом или отвергнут, а не хорошо ли была сказана проповедь". Мои дорогие слушатели, учитесь ли вы слушать именно так? Если нет, если посещение церкви для вас то же самое, что посещение оперы или выступление политического оратора, тогда вам недостает важного признака избрания. Слово не достигло ваших душ с силой.
Но есть и еще свидетельство избрания. Избранные Богом принимают Слово "со многими удостоверениями" . Они не обладают полной уверенностью с самого начала, это приходит позже, тем не менее они принимают Слово с определенной мерой уверенности. Некоторые люди, исповедующие Христа, придерживаются очень странных принципов. В наше время вообще бывает сложно определить, на каких принципах стоит человек, ибо некоторые люди одну и ту же вещь называют и черной, и белой. И немало таких, чьи религиозные убеждения также неопределенны. Идя в церковь, они берут с собой сборник гимнов, идя в другое место, они берут с собой сборник кабацких песен. Они могут одновременно играть и за зайцев, и за собак. И такие люди никогда не уверены в своей вере. Да так и должно быть, ибо их вера не стоит затраты даже тех усилий, которые они тратят на то, чтобы заявить о ней. Истинный же христианин, когда он приобретает какие-то убеждения, держится их, и невозможно ошибиться в том, во что он верит. "А! - говорит он. - То Слово, которое я слышал, есть истина Божия, реальная и несомненная истина Божия. Я держусь за нее обеими руками, и мои руки не смогут разжать ни время, ни скорби, ни смерть". Для христианина его вера - часть его самого; он верит в истину не потому, что о ней узнал от мамы или друга, а потому, что в глубине души он знает, что это - истина. Одна служанка, которая не могла ничего возразить на доводы своего хозяина-атеиста, сказала: "Сэр, я не могу спорить с Вами, но внутри у меня есть нечто, что способно ответить вам, если бы оно могло говорить". Это называется "со многими удостоверениями".
Грешники, которые однажды ощутили нужду в Спасителе, обладают непоколебимой уверенностью в Его драгоценности; святые, постигшие драгоценность Христа, абсолютно уверены в Его Божественности, в Его искуплении, в Его вечной любви, в Его бессмертном достоинстве пророка, священника и царя. Они удостоверены в этом. Некоторые люди считают, что если человек говорит о чем-то определенно и без колебаний, значит, он догматик. О, старый славный догматизм, когда ты вновь посетишь нашу землю?! "Если", "но", "возможно", "может быть", "скорее всего" - все эти слова, придающие нашей речи неопределенность, лишают силы наши кафедры. Посмотрите на Лютера, восставшего ради славы Божией. Жил ли подобный ему догматик до или после него? "Я верю в это, - говорил он, - и поэтому проповедую". С того дня, когда, взбираясь по лестнице Пилата на небеса, он вспомнил слова из древней книги: "Праведный верою жив будет", - он был уверен в том, что не может спастись делами, так же твердо, как в том, что он существует. Если бы он вышел за кафедру и сказал: "Господа, я собираюсь предложить вашему вниманию теорию, которая может оказаться верной. Я заранее приношу свои извинения и т.д.", - то папство господствовало бы до сих пор. Но Лютер знал, что так сказал Бог, он ощутил, что Бог Сам открыл Себе путь к его душе, поэтому он не мог не быть догматичным, и, совершив святой раскол, он поверг врагов в прах у своих ног.
Приняли ли вы Евангелие "со многими удостоверения ми"? Если это так, если вы можете сказать: "Христос - мой, я доверяю Ему, хотя иногда сомневаюсь в своем спасении, но я знаю по собственному опыту, что Он - дорогой Спаситель моей души; я знаю не на основании "доказательств Пэйли" или "аналогии Батлера", а на основании моего собственного сердца и переживаний моей души, что истина, которую я принял, - не хитросплетенная басня, а истина от Бога", - вы обладаете еще одним признаком избрания. Если этим вы обладаете, то все остальное не важно. Не имеет значения, верите вы в избрание или нет, вы - избраны. Как-то я сказал брату, отрицавшему, что каждый истинный верующий следует за Христом до конца: "Это не так уж важно, дорогой брат. Вы будете следовать за Христом до конца и тем самым докажете учение, в которое не верите". Возможно, вы не можете принять учение, которое я проповедую, но если вы пережили то, о чем я только что говорил, то попав на небеса, вы проснетесь и скажете: "Ну что же, я один из избранных. На земле я много спорил об избрании, а теперь я буду много петь о нем, потому что я спасен, и я буду петь громче и искреннее других: "Ему, воз любившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею, слава во веки веков"".
Но есть и еще один признак. Избранные Богом желают быть подобными Ему. "Вы сделались подражателями нам и Господу", - говорит апостол. Он не имеет в виду, что фессалоникийцы начали говорить: "Я Павлов, я Силов, Я Тимофеев". Они подражали Павлу так, как он подражал Христу. Фома Кемпийский написал книгу о подражании Христу, эта книга во многих отношениях хороша. Но я хотел бы, чтобы Святой Дух написал в ваших сердцах о подражании Христу. Это будет для вас верным знаком того, что вы избраны. Похожи ли вы на Христа, или хотя бы желаете быть похожими? Можете простить вашего врага, можете ли вы любить его и благотворить ему? Можете ли вы сказать сегодня вечером: "Я не враг людям, как и новорожденный младенец не враг никому"? Желаете ли вы не быть эгоистом, жить для других, жить для Бога? Молитесь ли вы? Обращаетесь ли к Богу в молитве так, как это делал Иисус? Следите ли вы за своими словами и поступками, как и Христос следил за ними? Я не спрашиваю, совершенны ли вы, но следуете ли вы Тем, Кто совершенен. Мы должны идти за Христом, оставляя после себя такие же следы, как Он, или, по крайней мере, желая идти так, как шел Он. Если мы следуем за Христом, то для окружающих это будет верный признак того, что вы избраны, хотя для вас самих, если вы смиренны, это не будет свидетельством избрания, поскольку мы больше видим свои недостатки, чем достоинства, и больше плачем о своих грехах, чем радуемся о своих добродетелях. Если человек не следует за Христом, то знающие его могут с большой долей уверенности заключить, что он не принадлежит Господу, хотя и много говорит об этом. Об этом я больше не буду говорить, поскольку уделил достаточно внимания этому вопросу в начале нашей беседы.
И, наконец, четвертым признаком избрания является духовная радость в духовном служении. Если мы прочитаем стихи, следующие за приведенными, то увидим, что люди, в чьем избрании был уверен апостол, приняли Слово Божие "при многих скорбях", однако "с радостью Духа Святого". Что вы скажете на это? Я обращаюсь к тем, чья христианская жизнь заключается в соблюдении внешней формы, хотя она вам не доставляет радости. Посмотрите, сколько людей посещают ненавистные им богослужения только по той причине, что так делают все респектабельные люди. Но когда эти христиане уезжают на Континент (Имеется в виду Европа. - Прим. пер.), то где они проводят воскресные дни? Есть ли им дело до дома Божьего? Посмотрите, какая мука для некоторых посещать дом молитвы. Почему? Да потому, что они считают: здесь надо сидеть с таким постным видом, какой они только могут изобразить. Дом молитвы для них как тюрьма. Но дети, приезжая домой на каникулах, ведут себя совершенно иначе. Какими они возвращаются в дом своего отца? Понурыми и серьезными, словно они разучились говорить? Нет, да будут благословенны их маленькие сердца. Они с радостью забираются к отцу на колени, они счастливы от того, что вернулись домой. Именно так приходит в дом Божий человек, для которого его вера - радость его жизни. Он ощущает, что это дом его Отца. Он ведет себя не без трепета, потому что его Отец - Бог, но он не может не радоваться, потому что Бог - его Отец. Посмотрите на христианина, когда тот уединяется в своей комнате. Нечестивые люди этого не делают, а если и делают, то лишь для того, чтобы заслужить благосклонность неба. Но посмотрите, как механически они повторяют свои сухие молитвы и как тяжело молиться человеку, который не рассчитывает быть услышанным, который не обладает молитвенным духом! Он похож на лошадь, которая вращает жернова, мелющие муку и никогда не может сделать ни шагу вперед, а все ходит по кругу день за днем. Когда в церквах звонят колокола по понедельникам, вторникам, средам, четвергам, пятницам и воскресеньям, чтобы призвать людей в церковь, то несколько человек приходят и на утренние молитвы, и на вечерние. Было бы очень хорошо, если бы они делали это в святой радости. Но поговорите с церковным сторожем, и он скажет вам, что пренеприятнейшее занятие открывать и закрывать ворота церкви, когда приходят только три старые женщины, чтобы подать милостыню, и две старушки, чтобы эту милостыню взять. Может ли это служение быть угодным Богу? Но те, которые идут в церковь, даже если бы им можно было не идти, кто инстинктивно поклоняется Богу и делает это с радостью и удовольствием, кто любит слышать Слово Божие, - эти люди обладают наилучшим свидетельством того, что они избраны Богом.
Горе вам, книжники и фарисеи, вы делаете свои лица унылыми, чтобы люди видели, что вы поститесь. Истинно, истинно говорю вам, что Сердцеведец не требует от вас, чтобы вы склоняли свою голову, как ива ветви, но чтобы вы творили дела милосердия и смиренно ходили перед своим Богом. И те, которые находят удовольствие в Боге, получат желание своего сердца. Вы, радующиеся всегда в Господе и любящие Его имя, будете приходить от силы в силу и, оказавшись в конце концов в славе, поймете, что попали на небеса благодаря предвечному решению Бога, и прославите Его за это.
Кто-то мне сказал: "Я хотел бы знать, избран я или нет. Я не могу сказать, что Слово когда-либо приходило ко мне в силе, я не могу сказать, что принял его со многими удостоверениями, я не могу сказать, что я следую за Христом, что я принимаю Слово с радостью". Ну что же, брат, в таком случае, оставь в стороне вопрос об избрании. Лучше я задам тебе вопросы: "Веришь ли ты в Господа Иисуса Христа? Доверишься ли ты сейчас Христу, чтобы Он спас твою душу?" Он спасет вас, если вы такие, как есть, придете к Нему и предадите себя в Его руки, чтобы Он спас вас, чтобы Он обладал вами всегда, когда вам плохо и хорошо, когда вы живы и когда умираете. В тот момент, когда вы уверуете, вы будете спасены. Через веру драгоценная кровь Христа сможет смыть каждый ваш грех. Вы не просто начнете путь к спасению, вы будете спасены. У вас не просто появится возможность получить спасение, вы получите его, вы уверуете в полное и бесповоротное спасение. "О, я желал бы уверовать во Христа!" - многие заявляют так. "Всякий жаждущий пусть приходит", пусть доверится Христу. Да поможет вам Бог сделать это сейчас. Поверьте в Иисуса, и вы спасены. Это обещание дано каждому из вас без исключения, ибо "верующий в Сына Божьего имеет жизнь вечную". Да поможет вам Господь довериться Иисусу Христу, и тогда вы сможете продолжить свой путь, радуясь и "зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия".