Любовь Божья

Реклама

Поиск

Главная » Статьи » Другие проповедники » Фильми

Дмитрий Беспалов - О дружбе

О дружбе

"Приобретайте себе друзей"
Лук. 16,9,
Для лучшего уразумения мы эту беседу разделим на пять частей.
1. Что Христос разумел под словом "друг?"
2. Что такое "богатство неправедное"?
3. Что такое "обнищание наше", по словам Христа?
4. Что значит: друзья "примут в вечные обители"?
5. Признаки хороших друзей и признаки плохих друзей.
I. Что Христос разумел под словом "друг"?
Под словом "друг" или "друзья" Христос всегда понимал человека. Понимал людей, а не дела их человеческие, добрые или не добрые дела, как некоторые понимают (например, Александр Иванович Пушкин из г. Днепродзерджинска, ныне уже покойный).
Христос словом "друг" всегда говорил о человеке: "Друг, зачем ты сюда пришел?" Это - об Иуде в Гефсимании. "Вы друзья Мои" - это об апостолах Христа или "друг зашел ко мне и мне нечего ему дать. Дай мне три хлеба" - везде о людях разговор.
Нарушать терминологию слов Христа своими толкованиями нельзя. Это поведет нас к заблуждениям и потере тех богатых благословений, которые дает нам Христос Своим глаголом вечной жизни.
Друг - это не просто ближний, или брат по вере, или сестра во Христе, хотя и верующие. Друг - это особенный человек. Человек такой же, как и ты, с одинаковыми понятиями, с одинаковыми желаниями, стремлениями. В общем, умеющий понимать тебя так, как и ты его, твоё второе "я".
Учение Христа о дружбе, к сожалению, нами, верующими, еще не исследовано достаточно, и потому некоторые не понимают Христа правильно в этом Его святом учении. Он говорит, например: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас". Это не просто любовь ко всем ближним. Нет, эта любовь - особенная. Любовь дружеская, о которой Христос говорит еще и так: "Приобретайте себе друзей", и это значит - находите подобных вам людей, но людей особенных, людей вам близких, одинаковых с вами, чтобы вам быть друзьями.
Об остальных людях Христос говорил, что "все же вы братья". Братья, но не друзья, которых надо еще находить. И это верно. Ведь все люди - от одной крови, Богом сотворенные для обитания по всей земле (Деян. 17,26). Так вот, среди братьев своих надо нам искать и находить людей особенных, а именно - друзей для себя.
Найдя же такого друга, подобного себе, завязывайте с ним святую дружбу. "Приобретайте его себе" и живите с ним по закону уже новой заповеди Христа, которую Он дал уже в Новом Завете: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас..." (Иоан. 13,34).
Новизна этой новой заповеди именно в том, что речь идет здесь не просто о любви к ближним нашим, ко всем людям. Нет. Здесь речь идет о любви дружеской.
Заповедь о любви была уже и в Ветхом Завете, потому она не новая. А Христос говорит: "Новую заповедь даю". Это - о любви дружеской.
Любовь дружеская существовала издревле. Издавна она была. Но она не была освящена Господом особо. Она проходила по закону: "Люби ближнего, как сам себя любишь". Примеры такой дружбы в Ветхом Завете можно видеть, они описаны в Библии. Например:
- Авраам со своим рабом - другом, домоправителем его;
- Моисей и его старший брат, Аарон;
- Давид-пастух и Ионафан - сын царя;
- Ноеминь и ее невестка Руфь;
- Ездра-священник и князь Израильского государства, Неемия.
В Новом Завете самый лучший образец дружественной жизни показан нам Христом, а после и Его учениками, апостолами. Согласно этой новой заповеди, о дружбе в Писании высказано много мыслей.
"Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться" (Иак. 5,16). Нельзя признаваться в проступках всему собранию, всем братьям и сестрам, как некоторые учат этому. Такое признание можно делать только в двух случаях (по Писанию).
Признаваться Богу в уединенной комнате своей. Так учит Христос (Мтф. 6,6). "...Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". И в другом случае: "Признавайтесь друг другу",- так учит апостол Иаков (5,16). Больше никому признаваться в проступках не учит Писание.
Сюда же относятся и слова Господа Иисуса Христа: "Омывайте ноги друг другу". Заметьте: друг другу, а не брат брату. Практически "мыть ноги друг другу" - выполнять это повеление Христа не трудно, и надо это делать по учению Христа нашего. Мыть ноги брат брату, да еще и в большом собрании, как некоторые неправильно поняли Христа и делают это, никак невозможно. Вы кому-то все же не помоете. А Христос, когда это совершал, то Он никого из Своих друзей не пропустил. Он всем ученикам помыл ноги, кто присутствовал здесь. Христос же Своих апостолов называл Своими друзьями (Иоан. 15,14).
Заметьте, эти слова Христа о "друзьях" Он говорил не всем верующим в Него ученикам. Он говорил их только апостолам, которых Он избрал - двенадцати. А ведь учеников тогда у Христа было больше, написано даже: более, нежели пятьсот братьев (1 Кор. 15,6). Вот апостолам Он и ноги мыл, уже по Своей новой заповеди о любви дружеской.
Братьев и сестер может быть и много, а хороших друзей бывает не много, а мало даже. Даже жены наши не всегда бывают друзьями нам. Или же мужья для своих жен не всегда бывают друзьями. Примерос мы можем видеть даже из Библии много.
Например, Сепфора, жена Моисея: женой была ему, но другом ему не была, что мы и видим из ее поведения (Исх. 4,24). Мелхола, жена Давида, была недругом, ибо смеялась над мужем (2 Цар. 6,16). Муж пророчицы Деворы, по имени Лапидоф, о котором Библия никаких более сведений не дает (Суд. 4,4). Навал, муж кармилитянки Авигеи (1 Цар. 25,25).
Слово "друг" говорит о весьма дорогом человеке. Это особое лицо для нас. Хороший и верный друг дороже золота. Есть народная поговорка, хорошая и верная: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Конечно, сто друзей - это много и трудно. А вот "где вас двое или трое" будут друзьями во Христе, то там будет и Христос - там будет хорошо.
Два или три хороших друга может быть достаточно, чтобы с ними быть счастливым. И их приобрести богатством неправедным можно человеку бедному, тем паче, что истинные друзья бывают бескорыстными и себя ценят недорого.
Друзья же корыстолюбивые, дорогие - это друзья ложные и даже вредные. От таких "друзей" не грешно поскорее отделаться. Их надо просто бросать и не связываться с такими братьями и сестрами. Друзьями они быть не могут. Не годятся они для этого.
Практически жизнь дружеская в обществе формируется с самого давнего времени, от начала общественной жизни на земле. Это просто социальные законы жизни общества. Послушайте, какие есть неписанные законы Божьи в социальной жизни.
1. Есть родственные связи. Они изначала действуют.
2. Есть дружеские связи. Они тоже были и есть изначала.
3. Есть супружеские связи - в брачной жизни.
4. Есть связи национальные.
5. Есть связи государственные.
6. Есть связи и цензовые (например, богатые с богатыми, а бедные с бедными; умные с умными, красивые с красивыми, взрослые со взрослыми, дети с детьми). Все эти люди по цензам стараются объединяться и связываться с себе подобными. Такие связи были и есть, и они будут всегда.
Христос же дружеские связи в Новом Завете освятил от Бога Своей заповедью новой, заповедью в любви дружеской.
Но дружеские эти ячейки, как созвездия в небесном мире, должны руководиться одним законом святого Бога, быть в Духе Святом для пользы ближним и для славы Богу. Как созвездие Большой Медведицы на небе, которое существует от времен до Адама и Евы. И несмотря на то, что оно крутится и вертится во времени, звезды в нем не рассыпаются друг от друга в стороны, а сохраняют единство, подчиняясь мировому закону и притягиваясь одна к другой, а все вместе потом тянутся к какому-то мировому центру, к общей единой точке притяжения, соблюдая гармонию во вселенной. Заповеди Иисуса Христа Господа нашего в Новом Завете - это та ось или центр, вокруг которого должна вращаться всякая наша жизнь, как жизнь родственная, дружеская, супружеская.
"Любите друг друга, как Я возлюбил вас". Вот - ось и центр дружеской жизни. Вот лозунг жизни по учению Христа в Его Новом Завете. Сюда же относятся слова Христа: "Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Это и совершил наш Спаситель Христос.
Итак, по учению Христа, друг - это человек, которого надо приобретать, не жалея для этого, если надо будет, и богатства неправедного.
II. Что такое это неправедное богатство?
В словах Христа эта мысль многозначна.
1. Есть неправильное мнение: считают, что богатство материальное делится на праведное и на неправедное. Например, считают так:
- заработанное трудом в поте лица - это праведное;
- подарок, премия, проценты, находка и т. п. - это неправедное.
Сюда относят находку клада, и гонорар за умственный труд, и барыши от проданного, но не в поте лица приобретенные... Нет, я полагаю, это не так. Мнение же иное - такое.
2. Все материальные блага являются богатством неправедным, потоку что они "Царства Божьего не наследуют". Ведь написано: "Неправедные Царства Божия не наследуют". Значит, и материальные блага мы в вечность с собой не заберем. Они все останутся здесь, на земле. Вот только дела наши, даже плохие дела, все же пойдут вслед за нами и на небо, туда, куда нечистому ничему как будто бы и доступа нет. Слова Писания: "Ничто нечистое не войдет туда" надо уразуметь правильно. Дела человека, и нечистые, идут вместе с человеком, где бы он ни находился. Они идут во след за ним.
Вот почему и святые в вечности все же сперва будут плакать. Богу надо будет отирать слезы с очей их. Бог эти худые дела наши должен будет еще снимать с нас Своим небесным освящением. Ибо, увидев Его (Христа), как Он есть, мы кое-что все же сбросим, чтобы стать подобными Ему. И только тогда станем подобны Ему. Сейчас же мы еще далеко не подобны Ему.
Все, что не наследует от жизни в вечном Царстве Небесном, все это и есть "неправедное богатство", хотя оно и в поте лица приобретено нами. В конце нашей жизни мы все от него обнищаем. Теперь следующее.
III. Что разумел Христос под словами "вы обнищаете"?
Он говорит: "Дабы, когда вы обнищаете, то они, эти приобретенные вами друзья, примут вас в вечные обители". Что Христос этим хочет нам сказать? Обнищание, я полагаю, это наша старость и в конце концов - смерть.
1. Человек, глубоко состарившийся, нищает. Делается он бедным в красоте тела, в его памяти, в сообразительности и крепости физической. И он тогда очень нуждается в уходе за ним, осуществляемом его друзьями. И еще более человек, когда умирает, теряет все свои способности, кроме, конечно, потенциально сохраняющихся в его душе, как его таланты от Бога. Они в душе человека остаются с ним и в вечности.
Человек, умирая, окончательно обнищает. Христос выразился однажды: "И умер нищий...".
Мы в этот мир для жизни пришли, родившись ни с чем, кроме тех врожденных наследственных способностей, которые после рождения начинают развиваться благодаря уходу за ними и усилию наших родителей, учителей и воспитателей наших, чем мы и обогащаемся.
Вот так мы уйдем в иной мир, мир небесного бытия, оставив на земле все, кроме тех врожденных и развитых уже способностей для их дальнейшего совершенствования. Конечно, пройдя процесс метаморфозы, через смерть физического тела нашего, эти способности, таланты и после смерти будут достоянием бессмертной души. К ним Бог еще будет кое-что добавлять. Бог говорит устами Христа: "...имеющий десять талантов получит от Господа еще и отнятый Им талант, от лукавого и ленивого раба - раба негодного для Господа. Этот отнятый талант будет дан тому, кто ценит таланты Божьи в себе и развивает их старательно. Ему, имеющему, дастся еще больше.
Благодарение и слава Господу за то, что у нерадивых, пренебрегающих благодатным богатством Божьим Бог отбирает таланты и отдает тем, кто достойно оценивает и старается развивать способности от Бога.
Но вот следующая мысль в словах Христа - мысль очень трудная для понимания. Что означают следующие слова Христа:
IV. Друзья наши "примут нас в вечные обители"?
Признаюсь, об этой мысли с другом моим хорошим, очень знающим хорошо Святое Писание, Александром Ивановичем Пушкиным, мы благородно спорили. У нас с ним были разные мысли. Он говорил, что под "друзьями" подразумеваются не люди. Люди ведь не могут нас принимать в вечные обители, да еще и в небесные святые чертоги. А вот "дела наши добрые" могут нас принять. Ведь дела наши пойдут вслед за нами. Плохие дела, якобы, не примут нас на небо в вечные обители. Ведь Бог будет судить по делам и выносить решающий приговор по делам. А дела добрые на Божьем суде помогут нам быть принятыми в вечные обители Божьи. Так мне толковал мой старший друг эту мысль Христа. Я же думаю совсем иначе.
Я думаю, что и дела наши, даже и добрые дела, все же не могут быть полным основанием для того, чтобы мы имели право быть принятыми по делам нашим в вечные обители Божьи, в счастливую вечность. Ведь мы спасаемся не по делам нашим, а по милости Божьей, делом Христовым, да еще и нашей верой в это дело Христа. Мое мнение таково.
Я полагаю, слова "примут вас" можно объяснить еще и словами "встретят вас". Встретят там, принимая вас в вечные обители. Мы даже и поем в нашей песне духовной № 510 так: "Встречать меня выйдут с хвалой".
Если так понять, то очень много хороших мыслей наполняют душу нашу радостью. Например:
1. Друзья хорошие в жизни нашей (я имею в виду тех, которые уже умерли и находятся в вечности, в обителях Божьих). Они любовь к нам не теряют. Ибо любовь никогда не перестает. Они с любовью, именно дружеской, и будут встречать нашу душу, когда она, расставшись с телом на земле, будет входить в вечные обители Божьи.
2. Мы даже теперь, живые еще, но верой, по учению апостола Павла, имеем общение с умершими. Он пишет: "Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога... и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах... и к духам праведников..." (Евр. 12,22). "Вы приступили". Значит, вступили вы в общение с теми, которые уже не на земле, а в обителях Божьих на небесах.
Если теперь мы имеем общение с праведниками, то тем паче тогда, когда и мы уже душами нашими будем тоже на небесах. Вот в день смерти нашей мы с ними и встретимся, как встретился, например, Лазарь со своим прародителем Авраамом в рассказе о богаче и Лазаре: "Встречать меня выйдут с хвалой". Говоря это, я думаю, что мои любимые друзья тоже будут меня встречать, когда я отправлюсь в вечность, встречать, как встретил Авраам Лазаря на лоне небесном.
3. А вообще-то подумайте: рождаясь в этот мир земной, нас ведь встречает и принимает сперва акушерка, а потом родители. Далее, няни, воспитатели, друзья помогают нам осваиваться здесь, в земном царстве.
Вот так и в Царстве Небесном нас будут встречать и принимать друзья наши. Наш Спаситель Христос и ангелы Божьи. Все они помогут нам освоиться в вечных обителях Божьих. Они поведут нас, как водили Иоанна Богослова в Откровении ангел и старцы святые, показывая ему все там совершающееся, помогая ему все правильно понять. Так вот и нас наши друзья примут в вечные обители.
4. Мы, входя после смерти духом нашим в небо, в небесные условия, разумеется, очень будем нуждаться в таких провожатых, в таких спутниках для нас. И благодарение Богу, их у нас может быть много. И среди них будут и наши личные друзья. Мы ведь их там узнаем лично, как узнал и богач из ада Лазаря, радовавшегося уже на лоне Авраамовом.
Некоторые, умирая здесь, на земле, все же успели нам сказать, что это так бывает. Например, дьякон Стефан, умирая, говорил: "Вот я вижу.., Сына Человеческого, стоящего одесную Бога" (Деян. 7,56). Стоял Христос, встречая и принимая Стефана в вечные обители как Своего друга.
Есть и другие примеры. Я вспоминаю слова умирающего сына брата Реймера из Днепродзерджинска. Мать его стояла около него, умиравшего, и держала его руку в своих руках, ощупывая пульс. Вдруг он озарился светлой улыбкой и сказал: "Мама, мама, за мною пришли... Пусти мою руку, не удерживай меня". И при этом он испустил свой дух - умер.
Как хорошо иметь хороших друзей в жизни нашей. Они будут полезны нам и тогда, когда мы обнищаем.
Теперь последний вопрос нашей беседы. Это пятый вопрос.
V. Как узнать человека наперед, будет ли он тебе хорошим другом в жизни?
В выборе себе друзей надо бояться ошибок. Мы на горьком опыте знаем о роковых ошибках в приобретении друзей. Приобретенные друзья иногда оказываются не друзьями, а даже недругами или просто врагами. Как, например, друг Христа Иуда - предатель Христа. "Друг, зачем ты сюда пришел?" - говорит Христос.
Я думаю, мы не ошибаемся, если исследуем жизнь друзей по Священному Писанию. Обратим внимание на признаки хороших, а потом - нехороших друзей. Послушайте сперва о плохих.
1. Признаки плохих друзей: например, Иуда по отношению к Христу был другом, но, во-первых, нечестным.
а) Нечестность его, несправедливость проявлена была ясно. Он не согласен был с мнением Христа. Осуждал он Марию за разбитый алавастровый сосуд. Это нехорошо. Нехорошо роптать на делающего для Господа дело, угодное Господу. Дело делает, хотя и не так, как хотелось бы тебе. Ведь Христос был доволен этим, а "друг" Иуда не доволен.
б) Иуда был корыстолюбивым. Он очень любил деньги. Деньги любил больше, нежели друга своего. Даже друга продал за тридцать грошей. Корыстолюбие - признак плохого друга.
в) Иуда открыл тайну друга Своего, открыл тайну явным противникам своего друга Христа.
г) Он имел лукавый характер. Он даже целует, восклицая: "Радуйся, Равви!" (Мтф. 26,49). А это ведь проявление лукавства и хитрости.
Вот это признаки плохих друзей. Перечислим их еще раз для лучшего запоминания:
- несправедливы и нечестны в делах и в словах;
- почти всегда идут против тебя, а не с тобою;
- корыстолюбивы;
- могут разглашать тайны друга противникам;
- порой проявляют лукавство и хитрость, даже с поцелуями.
Вот на такие признаки можно, хотя и приблизительно, но ориентироваться в оценке личности нехорошего друга.
2. Перечислим теперь признаки друзей хороших. Вот они, по Святому Писанию. Посмотрим на библейские дружеские ячейки и выберем хорошие приметы дружбы. Вот, например, брат Моисея, Аарон - друг. Бог Сам говорит Моисею об Аароне: "Он выйдет к тебе навстречу и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем". Далее Бог говорит: "Я буду учить вас, что вам делать". Значит, у них будет один учитель - Бог.
В этих словах слышатся очень хорошие указания о хорошем друге, которого Сам Господь рекомендует избирать в друзья себе. Признаки хороших друзей следующие:
- их учитель - Бог;
- всегда идут навстречу другу, а не против;
- радуются при встрече друг с другом, а не выражают недовольства, упреки, осуждения. Причем, они радуются в сердце своем, а не просто улыбаются, скрывая свою антипатию к другу. Радоваться же в сердце -это не показ только радости, радости в кавычках;
- друг хороший послушен всегда Господу, как и ты послушен Господу тоже. У вас обоих одинаковые отношения к Богу - Учителю;
- у вас взаимный интерес, общая цель, взаимопонимание;
- хороший друг легко соглашается с тобой, без сопротивления доброму делу.
Вот такой друг - хороший друг, друг от Самого Господа рекомендуемый. Такого друга "приобретать" полезно по новой заповеди Иисуса Христа.
Вот еще дружеская ячейка - это Ионафан, сын царя, и Давид пастух. Читаем о них, например, один только эпизод прекрасной их дружбы. Это метание стрелы.
"И снял Ионафан верхнюю одежду свою... и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой и лук свой и пояс свой. И Давид действовал благоразумно везде..." (1 Цар. 18,4).
"Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему; ибо любил его, как свою душу... Отрок же не знал ничего; только Ионафан и Давид знали, в чем дело... Давид поднялся с южной стороны, и пал лицем своим на землю, и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе... И сказал Ионафан Давиду: иди с миром... И встал Давид и пошел..." (1 Цар. 20 гл.) В этом эпизоде отражены признаки друзей хороших. Перечислим их:
- друг бережет тебя от опасностей;
- друг метает губительные стрелы как-будто на тебя, но мимо;
- хороший друг ценит твое достоинство и верит тебе, и в то время, когда ты бываешь очень унижен и обесславлен другими, но несправедливо. Он твое достоинство ценит выше, чем свое царское достоинство, он почитает тебя выше себя;
- ради тебя друг твой несет поношение от других и даже подвергает себя смертельной опасности.
Вот такие признаки - это признаки хорошего друга или хороших друзей. С такими хорошими друзьями и в вечности будет хорошо жить. Приобретайте себе таких друзей по учению Христа. Да поможет нам всем Сам Бог иметь таких друзей.
Изучите еще по Св. Писанию дружбу Авраама со своим рабом-домоправителем. Какое у них обоих было отношение друг к другу? У них было:
- полное доверие в очень серьезных делах;
- полное единомыслие о Боге истинном;
- верное послушание друг другу.
А вот друзья - князь Неемия и священник Ездра. У них мы наблюдаем такие хорошие признаки:
- трудолюбие в делах Божьих, в труде на ниве Господней;
- они были патриотами своего народа и своей страны, хотя и в большой бедности были они тогда. У них была чистота, честность и святость по отношению к закону Божьему и в жизни своей, и в жизни других, им подопечных.
А сколько можно хорошего найти у Христа и Его апостолов, Его верных свидетелей о Нем, особенно в верности друг другу до самопожертвования, до смерти.
Вот все эти перечисленные положительные признаки свидетельствуют о дружбе с хорошими людьми, с которыми надо вести себя тоже хорошо.
Перечислим эти хорошие признаки еще раз и закончим нашу беседу. Значит, хороший друг:
- идет навстречу тебе, а не против тебя, на добро;
- радуется не только напоказ, а в сердце, искренно;
- послушен Господу твоему так же, как и ты;
- у вас обоих взаимный интерес в жизни;
- легко соглашается на добро без противления;
- бережет тебя от опасности всегда и везде, и ты его тоже;
- стрелы пускает мимо сердца (слова резкие, обидные, ядовитые, даже в обличении) "обличайте друг друга с нежностью", - так учит нас апостол Христа (Рим. 12,10).
- достоинство твое не унижает, а превозносит, считая тебя выше себя и достойнее;
- ради тебя несет напасти твои от других;
- доверяет тебе с послушанием;
- трудолюбивый с тобой в деле Божьем;
- патриот своего народа Божьего и своей родины вечной;
- святость и чистоту соблюдает в исполнении заповедей Божьих, данных нам через Иисуса Христа;
- сохраняет верность тебе до смерти и во всей своей жизни.
Конечно, это не все, не полный список признаков хороших, но я считаю их достаточными, чтобы ими проверить и себя, и друзей своих, чтобы не ошибиться в жизни и не завязывать дружбу с теми, которые не могут быть нашими друзьями, ибо они и мы разные люди, хотя и братьями бываем по вере во Христа.
Заканчивая эту беседу, вспомним еще раз повеление Христа нам всем исполнять эту заповедь в нашей жизни. Христос говорит: "Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда вы обнищаете, приняли вас в вечные обители". Будем же, дорогие мои братья и сестры, так поступать в своей жизни всегда. Да поможет нам в этом Господь Бог наш.
Категория: Фильми | Добавил: love (22.05.2009)
Просмотров: 1309 | Рейтинг: 5.0/1
система комментирования CACKLE

меню

Видео [112]
Аудио [16]
Текст [36]
Аудио Свидетельство [2]
Видео Свидетельство [43]
Текст Свидетельство [5]
Video [9]
Audio [1]
Text [1]
Сурдо Песня [8]
Сурдо Фильмы онлайн [3]
Сурдо Видео [14]
Аудио [722]
Видео [4245]
Фильми [2]
Текст [2672]

Библия онлайн

Библия

Молитва

Мы в соцсетях

Реклама