Павел высказывает свою мысль более развернуто, чем Петр, поэтому мы сосредоточимся на его тексте, но и Петра не забудем. Итак, нам представляется, что смысл этих слов можно свести к четырем простым постулатам:
I. Бог хочет, чтобы женщины были красивыми
И Петр и Павел стоят свое повеление не в форме запрета, но в форме утверждений:
«…желаю… чтобы… жены… украшали себя…» (!)
«Да будет украшением вашим…»
Бог и апостолы вовсе не против украшений. Они очень хотят, чтобы в Церкви все женщины были красивы. Поэтому запрещать украшения — не в характере Божьем. Можно толковать о том, что же на самом деле красиво с точки зрения Бога, но об этом поговорим позже. Вначале же давайте определим вполне четко: Бог за красоту. В красоте самой по себе нет ничего греховного.
А значит второй постулат будет таким:
II. Запрета на косметику и украшения нет
Его нет в этих текстах. Тексты всего лишь говорят о преимуществе благочестивого характера перед внешними украшениями. Т.е. лучше иметь красивый характер, чем быть злой бабой, увешанной золотыми побрякушками. Но текст ничего не говорит о греховности украшений.
Ревекка приняла в дар серьги и браслеты (Быт 24:22); Бог не чурается украшений, описывая Свои отношения с Израилем (Иез 16:11). Вся Библия полна вполне положительных упоминаний об ожерельях, фибулах, цепочках, перстнях, кольцах, венцах, диадемах и т.д. И даже Новый Иерусалим будет украшен, как невеста для мужа своего. (Откр.21:2)
Поскольку лишение украшений — это проявление Божьего суда за надменность сердца (Исаия 3:16-24), следовательно, иметь украшения — это благо.
Кратковременный отказ от украшений был знаком скорби, траура и особого смирения перед Богом (Исх. 33:4-6), но в дни праздников и в повседневности никогда украшения не считались чем-то греховным… Исключением, разумеется, были языческие украшения с религиозной символикой, служащие предметами языческого культа. От таких украшений нужно было избавляться…
Но в целом Писание к украшениям относится довольно положительно, разумеется, если украшения не превратились в «лучших друзей девушек» и не затмили важности приобретения благочестивого характера и верности Богу.
Поэтому третий постулат должен быть таким:
III. Из всех украшений надо выбирать лучшие
Не отрицая права на существование косметики, причесок и драгоценностей, Павел пишет, что главное украшение для женщин — добрые дела, а Петр вторит ему, утверждая приоритет кроткого и молчаливого характера…
Женщина будет красивой даже без украшений и косметики, если будет доброй и кроткой.
Злая и сварливая женщина будет уродлива, даже если увешается драгоценностями с ног до головы.
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная. (Прит.11:22)
Конечно, можно быть доброй и кроткой и при этом носить украшения, пользоваться косметикой и следить за модой. Это, конечно, высший пилотаж. Но о приоритетах забывать нельзя. Характер первичен, внешность вторична.